25 лет, прошедшие после сумгаитской трагедии, прояснили далеко не все, что случилось с армянским населением этого молодого азербайджанского города химиков в 3 последних февральских дня 1988-го. В эпоху горбачевского правления все произошедшее всяческим образом замалчивалось, преподносилось в качестве хулиганских действий. Честно говоря, я не в курсе, как описывают "сумгаит" нынешние российские историки, обязанные (ведь Россия - правопреемница СССР) дать объективную картину периода распада СССР. Об азербайджанских историках и политиках говорить излишне. Армянские историки располагают достаточным фактическим материалом (рассказы и показания уцелевших очевидцев, различные документы) для выводов. Нам же, современникам, в те дни и месяцы приходилось питаться куцыми, лживыми сообщениями прессы и слухами, к которым прибавлялись страшные рассказы вырвавшихся из ада. Некоторые из них хочется напомнить читателю.
Свидетельство родственников
Мой сват (отец нашей невестки) Аркадий Агаджанян видел с балкона митинг беснующейся толпы у горкома партии, где выступал первый секретарь Муслим-заде. В этот день о происходящем в различных частях города информация была противоречивой.
ТЕ АРМЯНЕ, КОГО ПОНАЧАЛУ ОБОШЛА БЕДА, ТОЛКОМ НЕ ПОНИМАЛИ, ЧТО ПРОИСХОДИТ. Мой сват утром даже пошел на работу по пр. Ленина: от его дома до автовокзала примерно две остановки. И по пути он увидел множество следов крови и сожженные легковые машины. Дом бытового обслуживания тоже сожгли. Сапожные будки ремесленников-армян разрушены до основания. Аркадий решил было поехать к дочке в микрорайон, но передумал. В хлебной лавке, как позже выяснилось, убили продавщицу-армянку и шофера-армянина, подвозящего хлеб; тела их, раздетых, расположили так, как бывает при интимных отношениях. После услышанного Агаджанян до ввода войск не выходил из квартиры; его в немалой степени спасло то, что дом был в двух шагах от горкома и здесь погромщикам было трудно развернуться. Другое дело - микрорайоны.
Когда ввели войска, у горкома поставили две большие урны, куда военные предложили опускать письма о том, что они знают о погромах и на кого из погромщиков могут указать. В письмах предлагалось указать фамилии и адреса жалобщиков. Потом какая-то часть этих сообщений попала от военных к азербайджанской милиции, и та принялась запугивать свидетелей.
Старшая сестра моей невестки, Мадлена Агаджанян, впопыхах собирала необходимые вещи, когда к микрорайону подошла толпа. Мадлена написала на теле своего ребенка в нескольких местах имя, фамилию и год рождения, имена родителей. Она жила на 5 этаже, последнем, и люк чердака вел на крышу. Соседи, азербайджанцы, отказались спрятать у себя ребенка. Русские соседи тоже. Мадлена с ребенком, взяв воду и еду, укрылась на чердаке. Ее счастье, что ребенок был тихий, спокойный - не пикнул за все время. На второй день после "визита" толпы Мадлена ночью спустилась на разведку в квартиру. Дверь была взломана, все ценное унесли, остальное разбили и разбросали.
С крыши пятиэтажного дома она видела, как грузовик с высокими бортами увозил тела убитых. А кто-то, хорошо одетый, в черном пальто и меховой папахе распоряжался, кому что делать. Новую мебель из армянских квартир увозили, а подержанную бросали с балконов вниз и сжигали. Только через некоторое время после ввода войск Мадлена рискнула покинуть свой спасительный чердак.
Правда с московского процесса
В 1999 году в Степанакерте была издана брошюра под названием "Дневник судебного процесса по уголовному делу о преступлениях, совершенных против армянского населения в Сумгаите".
ЕЕ АВТОР, ПАВЕЛ ГЕВОРКЯН, - ИЗ СТОЛИЦЫ НКР - В ТО ВРЕМЯ БЫЛ АСПИРАНТОМ МЕХМАТА МГУ и переводчиком на московском процессе над тремя из сотен погромщиков Сумгаита (Ахмед Ахмедов, Ильхам Исмаилов, Явар Джафаров). Суд длился с 18 октября по 18 ноября 1988 года. П.Геворкян сохранил записи свидетельских показаний. Их невозможно читать без содрогания и отвращения к тем, если можно так сказать, представителям рода человеческого, покрывшим несмываемым позором свою нацию.
Свидетель Мамедов
"Парня и девушку вывели из подъезда. Они держались друг за друга, но их разъединили.
БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ Я ОБРАЩАЛ НА ДЕВУШКУ, которую били рядом с сапожной будкой. Били дубинками, лопаткой. Девушку раздели и бросили на пустые ящики и сверху еще навалили. Тогда к ней подошел парень лет 20-22 с чайником белого цвета с мелкими цветками. В чайнике был бензин. Он облил девушку бензином и сам же поджег".
Свидетель Рыжков Ю.П.
"Между трансформаторной будкой и домом 5в лежала обнаженная женщина, и возле нее собралась толпа подростков.
Я УВИДЕЛ, ЧТО НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК подняли ноги этой женщины и какой-то парень принялся тыкать штыковой лопатой в промежность женщины. Тыкал именно острием".
Свидетель Алтуханов М.А.
По дороге на автовокзал я и Ахмедов видели в камышах обнаженную убитую девушку, а на земле, возле светофора лежал окровавленный мужчина... По городу ходили бронетранспортеры, но и они не вмешались".
Свидетель Мурадов Джамал Исмаил-оглы
"Я видел, как возле сгоревшей машины горел человек, мне стало страшно.
Я ВИДЕЛ, КАК БАНДИТЫ ИЗБИВАЛИ ЖЕНЩИНУ, КУДА ЕЕ УВЕЛИ - НЕ ЗНАЮ. Чуть дальше лежала голая женщина, вся в крови. В жизни не видел такого. Потом я видел, как парень топтал голову живого человека. Ночью я не спал. Все это было 28 февраля. 29 февраля мы с женой вышли купить хлеба. Там громили дома. А милиция наша стояла и смотрела. В толпе были люди разных возрастов, даже 3- и 4-летние дети..."
Свидетель Тамазов Т.Т., управдом
"Было распоряжение представителя ЦК КП Азербайджана Ганифаева - сжечь и засыпать землей все разгромленные вещи. Так и сделали, причем очень оперативно. На следующее утро из горисполкома в квартал 41в прислали ремонтно-строительные части, и те убрали трупы и все разрушенное.
Свидетель Зарбалиев Д.С.
- Вопрос адвоката П.Шапошниковой: "Почему вы не позвонили своему отцу-милиционеру, который был на службе, и не рассказали, что творится в вашем квартале?"
- ЗАРБАЛИЕВ: "А зачем мне надо было звонить? Милиция об этом все знала, все об этом знали. Это же был не первый день погромов".
Свидетель Добжанская В.Б.
"В толпе парень с флагом кричал: "Убивайте армян! Горбачев за нас!"
ГОРБАЧЕВ, КОНЕЧНО, САМ НЕ РАЗМАХИВАЛ ФЛАГОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР НА УЛИЦАХ СУМГАИТА. Но главная вина за все, что там случилось, ложится прежде всего на Политбюро ЦК КПСС и власти Азербайджана. На тех, кто по закону разрушающихся империй обрушивает ненависть на наиболее мобильную, активную часть общества, в данном случае на армян, первыми поверивших в прогрессивные идеи декларированной генсеком КПСС перестройки. Поверивших и первыми поплатившихся. Так было и при царе, натравливающем "кавказских татар" на армян в 1905 году и уже успевшем к тому времени закрыть армянскую церковь. Так было при крушении Османской империи, когда младотурки, пленившие армян идеями равенства и братства, тут же устроили в 1909 году резню армян в Адане. А падению СССР предшествовал акт геноцида в Сумгаите, так и не осужденный по большому счету мировым сообществом.
...Когда публицист Генрих Боровик в своей телепрограмме по ЦТ приоткрыл какую-то часть правды о Сумгаите, азербайджанцы спешно отреагировали по телевидению двумя наспех смонтированными документальными лентами. Они постоянно демонстрировались (мы тогда еще жили в Баку), разжигая антиармянскую истерию. В одном фильме о герое Азербайджана, генерале Ази Асланове (кстати, талыше) говорилось, что он погиб при сомнительных обстоятельствах на Прибалтийском фронте, которым (это особо подчеркивалось) командовал армянин, генерал Баграмян.
В другом фильме показывали физически и умственно отсталых детей в городе химиков - Сумгаите. Утверждалось, что вся стратегия строительства химических заводов в Азербайджане - дело рук министра химической промышленности СССР, армянина Леонида Костандова. Эту ложь (Костандов стал министром в 1965 году, а основы промышленного Сумгаита закладывались в послевоенные годы, причем в немалой степени город строили карабахские армяне) крутили несколько месяцев, усиливая подобными акциями ненависть ко всем армянам.
Этническая чистка армян в Азербайджане давно завершена. За два неполных года (от Сумгаита-1988 до Баку-1990) армяне были изгнаны из республики, в рождение и становление которой они внесли огромный вклад. Зря, выходит, мучились.
Но пусть никто не тешит себя иллюзиями о том, что сумеет устроить "сумгаит" в НКР. Не выйдет.
Юрий БАГДАСАРЯН, учитель физики и математики
"Голос Армении"