Ровно 18 лет назад и два дня (17 ноября) в возрасте 71-го года умер русский художник еврейского происхождения Михаил Матвеевич Шварцман. Его называли виртуозом непризнанного искусства, и в этом есть что-то и для обывателя. Вернее, это своеобразная подсказка тем, кто никогда не поймет удивительную архитектурно выстроенную фантазию его кисти.
Судьба художника изначально предопределила излом, позднее появлявшийся в картинах. Боль, всегда – боль, которая проглядывала из многих его творений. Недаром при жизни Шварцман не любил дарить свои картины (хотя иногда случалось) и не продавал их. Ему казалось, что другой будет наблюдать за ним словно в замочную скважину.
Четвертого июня 1926 года в Московском родился Миша Шварцман. Его отец был нэпманом, за что и был сослан в лагерь, где и впоследствии погиб. Маму выслали после ареста отца в Сибирь, а Мишу отдали в детдом. Что чувствовал мальчик пока рос в детдоме? Он не любил рассказывать об этом.
В 1944 году из интерната Михаил Шварцман ушел на фронт и далее прослужил в армии вплоть до 1950-го года. После чего поступил в художественное училище. Зарабатывал, как сказали бы сегодня, халтурой – плакаты, книги, дизайн фирменных значков и т.д. В 40 лет он получил должность главного художника конструкторского бюро, но всегда рисовал. Он создавал целые живописные и графические циклы, которым придумал название «иературы» (от древнегреческого – «священный»).
Гениальный и не признанный художник с картинами, напоминающими тотемы, снабженные таинственными знаками. Возможно, так он выплескивался, разговаривал с властью, доказывал, что не забыл и не забудет, как его лишили семьи. Магические картины с немым криком, которые он шифровал в кубические формы. Живопись стала для Шварцмана своеобразным мистическим ритуалом. В его картинах соединились иконопись, кубизм, сюрреализм, футуризм…
Возможно по прошествии лет найдут и другие художественные направления, ведь Шварцман до конца не изучен. С ним не поставишь точку, как только кажется, что ты постиг его окончательно, вдруг выйдет на свет божий, как травинка из каменистой почвы, нечто новое и неизведанное.
Большую часть картин из коллекции художника приобрел известный общественный деятель, бизнесмен, филантроп и меценат Вячеслав Моше Кантор, основатель Музея искусства авангарда (МАГМА).