Интервью лидера партии "Национальное возрождение", экс-министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Вагаршака Арутюняна информагентству АрмИнфо
- Первый и, пожалуй, самый распространенный сегодня в Армении вопрос. В каких целях Россия поставляет Азербайджану новейшие виды вооружений?
- Военно-техническое сотрудничество это часть внешнеполитической деятельности государств, посредством которой достигаются внешнеполитические цели, повышается обороноспособность и безопасность. Через военно-техническое сотрудничество прямо или косвенно осуществляется влияние на политику, состояние и развитие военно-политической обстановки, на конфликты. В статье 3 закона “О военно-техническом сотрудничестве” говорится: “Основными целями военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами являются: укрепление военно-политических позиций РФ d различных регионах мира.
- А зачем Москва стремится завязать Азербайджан?
- Сегодня идет борьба за Южный Кавказ, а Азербайджан занимает важное геополитическое положение. Москва имеет задачу недопустить усиления НАТО в Азербайджане через Турцию. Турции Азербайджан нужен как проводник ее идеологии по распространению неоосманизма, что также представляет угрозу для России. Существует очень важный для России вопрос раздела Каспия и ряд других задач. Оценивая военно-политическую ситуацию в регионе для Армении и Карабаха важно, чтобы Азербайджан был в сфере влияния России, а не Турции.
- Каким образом?
- К примеру, участием в Евразийских проектах Москвы.
- Это невозможно. Сегодняшний Азербайджан не войдет не только в Таможенный союз, но и в ЕС…
- Это уже другой вопрос. Я говорю о вариантах выгодных Армении. В наших же интересах, чтобы Азербайджан был максимально завязан и зависел от России.. Однако, вероятность членства Азербайджана в ТС я оцениваю очень низко, этого не позволит Турция, имеющая большие экономические и военно-политические рычаги влияния на эту страну.
- Приезжающий 2 декабря в Армению Владимир Путин анонсировал создание единой системы ПВО с участием России, Армении, Беларуси и Казахстана. У России с Арменией уже имеется объединенная система ПВО. Какие цели преследует создание новой, более обширной системы. Против кого она будет направлена?
- У РФ с Арменией действительно существует Объединенная система ПВО, силы и средства ВС Армении и России объединены под одним командованием. Единая система будут более обширна, что обусловлено предстоящим расширением Таможенного союза в связи с чем появляется новые задачи по обеспечению безопасности этого экономического пространства. Многие спекулируют и на этой теме, утверждая, что единая ПВО также поспособствует потере суверенитета Армении, однако, это всего лишь бытовое мышление.
- Россия усиливает 102-ю базу, берет в аренду аэропорт “Эребуни”, собирается усиливать авиаударную группу в Армении. Создается впечатление, что наши союзники усиливают не Армению, а лишь свое присутствие. В каких целях это делается, против кого направлено это усиление и в какой мере оно соответствует интересам Армении?
- Я задам встречный вопрос. Находящиеся на боевом дежурстве в Армении комплексы С-300, поступающая в Армению техника и вооружение усиливают Армению? Усиленно, собственно, российского присутствия происходит в рамках соответствующего протокола к Договору о российской военной базе пролонгированного в 2010 году. Если до 2010 года РВБ обеспечивала безопасность границ Армении лишь по периметру с Ираном и Турцией, то после редакции 2010 года ее обязательства расширились до сего периметра, то есть добавился Азербайджан. Когда в военном деле ставится новая задача, то соответственно, производится перерасчет необходимых для этого сил и средств. И к 300 и 40 километрам границ с Турцией и Ираном, которые защищала РВБ, добавилось около1000 километров границ с Азербайджаном, что не могло не привести к увеличению российского военного присутствия в Армении.
- В каких целях Москва удерживает контроль над балансом сил между Арменией и Азербайджаном?
- Россия посредством присутствия в регионе защищает свои жизненные интересы. Идет борьба за регион. В доктрине РФ записано, что конфликты на границах РФ являются угрозой для ее безопасности. Карабах является именно таковой угрозой. Россия не заинтересована в возобновлении Карабахского конфликта, потому что из сверхдержав лишь у нее общие границы с этим регионом. Что касается поставок оружия, то тот же Израиль сегодня создает Азербайджану систему противоракетной обороны, что не может не беспокоить нас и Москву. Поэтому если Россия не будет продавать оружие Азербайджану, его продадут другие, тот же Израиль и та же Украина. И когда это место будет занято, Россия потеряет контроль над Азербайджаном. Исходит ли это из интересов Армении? Не думаю.
- Какое влияние на роль Армении в регионе оказывает “перезагрузка” между США и Россией, учитывая сделку между Вашингтоном и Москвой по Сирии, новую роль Ирана, которую он приобрел после женевских соглашений с “шестеркой”?
- Изменения, естественно, были и будут. Контроль армянской стороны над Карабахом – уже говорит о колоссальном влиянии и роли Армении в регионе. Наличие в Армении РВБ, обеспечивающей не только безопасность Армении, но и России, заинтересованной в нахождении в Армении и усиливающей тем самым свое влияние. Сегодня благодаря соглашениям по Сирии и Ирану остановлена и угроза безопасности региона и Армении в том числе. Единственная гарантия невозобновления войны – ВС Армении и НКР. И присутствие россиян лишь усиливает эту гарантию.
- Вы сказали “для оказания давления на Азербайджан”. А где у нас гарантия, что завтра России в том же вопросе уступок в карабахском урегулировании не понадобится оказать давление на Армению? Россия не Армения и не СССР и как вы правильно заметили, прежде всего преследует собственные интересы, посредством того же ВТС…
- У меня нет такой озабоченности. Россия нас за все годы карабахского конфликта не сдавала и не сдаст. Все зависит от той политики, которую будет проводить Армения.
- То есть, откажется от альтернативного предлагаемому Россией пути развития?
- Европейская интеграция Армении не грозит. Они нам ничего такого не предлагали, и предлагать не собираются.
- Тогда откуда такая озабоченность Ассоциацией с ЕС, если она не грозит уходом в Европу. Давление не только на Армению, но и на Украину, Молдову?
- Европе не выгодна интеграция на постсоветском пространстве. И посредством ничего не обязывающей декларации она пытается этому воспрепятствовать. Совсем другое дело DCFTA который представляет прямую угрозу экономике и рынку России. Поэтому Москва принимает защитные меры, а давление, было, есть и будет во всем мире всегда. Таможенный союз, DCFTA, конечно же проекты экономические, но цели они преследуют политические в виде того же раздела сфер влияния. И это все понимают.
- Можно ли предположить, что женевский отказ Ирана от обогащения урана до 20% был получен взамен на обещание посредников принудить Израиль присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия? Очень симптоматично на этом фоне выглядит внезапное желание Башара Асада сдать свои химические арсеналы…
- Не секрет, что главными соперниками в регионе являются Израиль и Иран. И ядерное оружие является в этом деле их главным подспорьем. На этом фоне исключать наличие подобной договоренности, конечно же, нельзя. Однако, главной причиной появления женевского соглашения я считаю позицию России, Китая и самого Ирана. В противовес Турции и США долгое время пытавшихся сменить власть в являющейся союзником Ирана Сирии, что являлось необходимым условием для усиления давления на Иран. То есть соглашение по Сирии стало итогом баланса сил не внутри, а вне Сирии, появлением российских и китайских ВМФ у границ Сирии.
- Израильский премьер Нетаньяху назвал женевские соглашения “сырыми”…
- Естественно, Израиль крайне недоволен этими соглашениями. Как вариант адресованным ему требованием присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, от которого Тель-Авив каким-то чудом всегда ускользал. С другой стороны там прекрасно понимают, что данные соглашения дают Тегерану время для того чтобы отдышаться и развязывают ему тем самым руки. Жесткие санкции, колоссальное давление на ИРИ, попытки дестабилизировать ситуацию изнутри – все это отошло на второй план и это не может не беспокоить Израиль.
- После окончания “холодной войны” Турция, утратив роль авангарда НАТО, попыталась приобрести роль куратора процессов на Ближнем Востоке. Создается впечатление, что соглашения по Сирии и Ирану поставили крест и на этих региональных амбициях Турции…
- Еще в самом начале объявленной Ахмедом Давудоглу политики “ноль проблем с соседями”, фактически направленной на усиление Турции посредством распространения неоосманизма, я говорил, что Анкаре это не под силу. Они не имели для этого достаточных политических, военных и экономических ресурсов. Как результат, сегодня Турция как следствие оказалась у разбитого корыта. Испорчены отношения с Израилем, Египтом, Сирией, Арменией, буквально со всеми странами региона. И сегодняшние метания Турции от Европы к Востоку говорят о крайне тяжелом геополитическом положении этой страны, в которое Анкара поставила себя своей нахрапистостью и политическим авантюризмом.
- Между Турцией и Азербайджаном существует Договор о взаимной военной поддержке. Можно ли считать его легитимным, учитывая, что для оказания военной помощи тому же Азербайджану Анкаре потребуется согласие НАТО?
- Турция, конечно же, имеет возможность оказать военную помощь Азербайджану вне зависимости от факта своего членства в Альянсе. Ни один международный договор, тот же ОДКБ, не ограничивает возможности той или иной страны оказать помощь своему союзнику. НАТО и ОДКБ создавались для защиты от агрессии направленной исключительно против их членов. Это юридически. В реальности же Турция в этом случае не сможет не проконсультироваться по вопросу оказания помощи Азербайджану, если это будет по вполне понятным причинам угрожать странам НАТО.
- Иначе говоря, повторятся события 1993 года, связанные с развертыванием 3-ей полевой турецкой армии у границ Армении?
- Фактически да. Тогда они заявили о намерении вступить в карабахский конфликт, если армяне не откажутся от наступательных операций в Карабахе. На это последовало заявление маршала Шапошникова, что вмешательство Турции в карабахский конфликт приведет к Третьей мировой войне. Вслед за этим состоялась беседа министра обороны Грачева с турецким президентом в Стамбуле. На этом все тогда закончилось.
- Исходя из анализа сегодняшней ситуации, оцените вероятность и перспективы новой азербайджанской агрессии в отношении Карабаха…
- По ситуации вероятность войны резко снизилась. Повышение роли России в мире и регионе, снятие угрозы начала войны против Ирана, продажа российского оружия Азербайджану, позволяющая Москве держать под контролем Баку – все это факторы. Вступление же Армении в ТС и впоследствии в Евразийский союз еще более снизит вероятность войны, учитывая заинтересованность России в Армении и нахождение Азербайджана вне этих процессов. Морально-психологическое состояние в азербайджанской армии в разы ниже состояния в наших ВС. Закупки Азербайджаном вооружений должны обеспечить его безопасность по трем направлениям: Армения, Туркменистан и Иран. Это требует сил и средств, поэтому эти закупки нужно делить на три части. Армения по своей доктрине – гарант безопасности НКР. Отмечу, что все стратегические объекты и, соответственно, цели находятся в пределах досягаемости армянских средств огневого поражения. Армения же является защищенной зоной, договорами ОДКБ и прямым договором с Россией. Наконец, Азербайджан просто не готов воевать, это главное. Если бы все было так просто, то тот же Китай давно бы решил проблему с крошечным Тайванем. Но в Пекине правильно оценивая военно-политическую ситуацию и риски, не идут на военное решение. Соответственно, начинать новую войну для Азербайджана сегодня равносильно гибели. Они просто не в состоянии этого сделать физически, даже вне зависимости от военно-политической обстановки.
Давид Степанян, http://www.arminfo.am