За исключительный вклад во всемирную культуру сегодня в Первопрестольном Эчмиадзине всемирно известному кинорежиссеру Артавазду Пелещяну будет вручена учрежденная для ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» премия Армянской Апостольской Церкви «Да будет свет».
А 5-ый день фестиваля был посвящен великому мастеру. Вечером были показаны его фильмы «Обитатели», «Времена года», «Жизнь», «Конец», после чего мастер ответил на вопросы поклонников своего творчества.
Однако до перехода к вопросам Пелещян отметил, что это те его фильмы, которые он снимал в молодости и с присущим ему чувством юмора добавил: «Тогда я был молод, у меня были прекрасные волосы, но не было расчески, а ныне у меня есть расческа, но нет волос».
На вопрос о том, когда появится новый фильм, Пелещян ответил лаконично: «Когда будет».
По словам именитого кинорежиссера, истинное искусство возникает тогда, когда ты избавляешься от самого себя.
«Истинное искусство возникает тогда, когда ты избавляешься от самого себя. Это искусство, которое является вариантом отсутствующей реальности, которая настолько же убедительна, насколько сама реальность», - пояснил свое восприятие мастер.
Артавазд Пелещян рассказал, как создавал свои фильмы, без предварительной постановки.
«Я выбирал состояние, место и придумывал все так, чтобы место диктовало людям поступать так, как я хочу… так и получалось».
Пелещяну не понравился вопрос о том, является ли его творчество армянским национальным кино. «Что значит армянское кино? По вашему мнению, я армянин?» - спросил он. «Безусловно», - прозвучал ответ из зала. «Ну и все», - завершил вопрос мастер.
На вопрос одного из журналистов о том, что в фильмах мастера отсутствуют слова, и может ли прийти такое время, когда слова полностью исчерпают себя в кино, Пелещян ответил: «Нет, все не так, поскольку в этом не было надобности, но слова очень важны.
Вы знаете, почему я не использовал слова? Использование слов требует определенную длительность картинки, т.е. то время, пока длится разговор, а это мешает созданию образа, поэтому я и отказался от слов.
Слова стесняют в создании образов. Звуки, картинка, шум, музыка говорят больше, чем слова. Используя шум, картинку, я создаю эмоциональное поле вокруг фильма, а не конкретно данного фрагмента».
По мнению режиссера, главным достижением первого десятилетия 21 века является то, что «мы остались живы».
Пелешян раскрыл секрет нахождения чего-то нового в каждом своем фильме. «Я не знаю, как это выразить словами. Как бы ни казалось это абсурдом, это действительность, я монтирую и отсутствующие изображения. Это и является причиной того, что каждый, смотря фильмы, вы видите в них что-то новое. Следовательно, в половине фильма образы отсутствуют, но благодаря монтажу они присутствуют в подсознании. Речь о настоящем отсутствии», - сказал он.
На вопрос, есть ли намерение вернуться на родину, мастер ответил: «Наверное, есть, посмотрим».
www.tert.am