Цена свободы - это готовность вступить в драку - в любое время, в любом месте и с беспредельной храбростью.
Р. ХАЙНЛАЙН, "Кукловоды"
.
.
Есть в горах такое страшное в своей неотвратимости природное явление, как снежная лавина. Вызвать ее могут самые разные причины: от потепления до случайного выстрела, крика зеваки-туриста или камня, сбитого с тропы копытцем горного козла. Когда скопившаяся на склоне масса снега вдруг трогается с места и с нарастающей скоростью несется в долину, увеличиваясь на глазах, горе тем, кто окажется на ее пути. Горцы знают характер своих гор, знают, что к ним должно относиться с почтением и уважением и уж точно не давить на них; "горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины", и не любят, когда их будят… Горе тому, кто спящую гору примет за потухший вулкан.
Таким камешком для лезгинской лавины стало решение дербентской мэрии о переименовании одной из центральных улиц города, Советской, в улицу им. Г. Алиева.
НАРОДЫ, У КОТОРЫХ ИСТОРИИ СВОЕЙ НЕ БЫЛО, живут по принципу "все, что было не со мной, помню". Народы, имеющие свою историю, забыть ее не могут; забвение неотвратимо приводит к их исчезновению. Лезгины со своей как минимум 2000-летней историей потерей исторической памяти не страдают; они стали протестовать.
Критическая масса лавины накапливалась более 100 лет. В советское время, когда на территории исторической Кавказской Албании, Армении и Талыша была создана Азербайджанская Республика и пришлось создавать для нее нацию, в нужном месте в нужное время оказались закавказские турки, за спиной которых стояли турки анатолийские, тогда вовсю флиртовавшие с большевиками. Для милого дружка и сережку из ушка, тем более с радостью и бездумием о последствиях, что и сережка, и ушко были чужие; большевики даже восток Кавказа, населенный лезгинами, аварцами, удинами и другими коренными нетюркскими народами, назвали турецким словом "Дагестан" – страна гор, отдав его южную половину туркам.
В этом Дагестане по-турецки говорили только турки – тогда их называли кавказскими татарами; им было все равно, где кочевать со своими баранами, – была бы у баранов трава; их овечьи кошары приравняли к тысячелетним памятникам албанской архитектуры, и этого оказалось достаточно, чтобы их посчитали одним из коренных народов страны гор, к которой они имели весьма отдаленное отношение, если имели вообще. Турки надежды оправдали сполна: назвавшись азербайджанцами, они рьяно принялись за самосоздание, отказывая всем остальным народам в праве называться своим именем и вообще в праве жить.
Мы справедливо говорим о дискриминации армян в Азербайджане, но горцы–гаргарейцы - наследники Кавказской Албании были вообще бесправны. В советское время, когда коммунисты трубили на весь мир о всеобщем бесплатном образовании как одном из достижений своей политики, лезгины должны были за это образование платить "лезги пулу", мало чем отличавшуюся от налогов на неверных в Османской империи, не говоря о принудительной ассимиляции, сознательном, последовательном занижении их числа, насильственном переселении-выселении из родных сел - все это укладывается в определение "геноцид".
ПЕРВЫЕ СИГНАЛЫ О СХОДЕ ЛАВИНЫ, ОДНАКО, ПОЯВИЛИСЬ С НЕЗАВИСИМОСТЬЮ АЗЕРБАЙДЖАНА. Отказ Арцаха войти в состав новоявленного турецкого государства, позорное поражение турок в развязанной против нас агрессии стали сигналом к активизации действий как для турок, так и для гаргарейских народов. Они поняли, что враги им не мы, а турки, что для турок они лишь пушечное мясо для войны с нами (сами турки воевать не хотят и не умеют – военное искусство в числе их цивилизационных достижений не значится, оно им чуждо). Турки поняли, что гаргарейцы могут последовать нашему примеру (талыши попробовали; первый блин вышел комом, но народ пробудился) и предприняли соответствующие меры.
Лезгинское движение "Садвал" было разгромлено Россией, когда стало ясно, что оно готово к выступлению и согласованного удара армян и лезгин Азербайджан не выдержит. Недальновидная политика России в очередной раз спасла турок от исчезновения в небытие, за что те отплатили ей своей монетой, тут же предав ее. Россия не раз и не два сталкивается с такой черной неблагодарностью кочевников, но, к сожалению, урок ей не впрок. С другой стороны, турки ведут себя с Россией так, как она ведет себя с нами: бизнес, деловые отношения и ничего личного, так что Россия и не обижается: ее же ценности и идеология.
Это непонятное покровительство цивилизационному и военно-стратегическому противнику делает турок все более и более наглыми: они уже рубят России не только руку, а все конечности. Бесконечные уступки туркам только разжигают у тех аппетит; и в самом деле, как не взять, когда дают. Отдали целых два села с жителями и землей (при крепостном праве за это хоть деньги брали - темна вода во облацех, а властные коридоры России - тем более), уступили половину стока реки Самур – просто так, хотя вода сейчас стратегически важнее нефти и газа; при установлении границы от щедрот барских дарят все тому же Азербайджану тысячи гектаров - вообще складывается впечатление, что Россия готова дать Азербайджану все, на что тот только намекнет.
И поэтому не встречает никакого противодействия открытая экспансия турок в Дагестан, их проникновение во властные структуры (политика турок осталась той же), уже и Дербент – "Запертая дверь" – оказывается азербайджанским городом (а поскольку это самый древний город России, выводы делайте сами), и памятники генералу КГБ - члену Политбюро КПСС ставятся… Обнаглевшие турки уже и улицы в чужих (или уже своих?) городах называют его именем.
И ТУТ НАШЛА ТУРЕЦКАЯ КОСА НА ТОТ САМЫЙ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ВЫЗВАЛ ЛАВИНУ. Лезгины поняли, что дальше им молчать некуда. Попытка цивилизованного протеста была пресечена без церемоний и оглядки на законность, пресечена российскими властями в российском городе, жители которого протестовали против присвоения их центральной улице имени диктатора страны, не особенно дружеской к России, – факт, не поддающийся никакому логическому объяснению. Зато практически все крупные новостные масс-медиа России (lenta.ru, mail.ru и др.), как в лучшие советские годы, ни словом не обмолвились ни о самой акции в Дербенте, ни о последовавшей за ней 29 июня уже общероссийской акции протеста, хотя стычку двадцати гомиков с нормальными людьми где-нибудь на краю света те же информагентства жуют неделями.
Чего же требовали протестующие, среди которых были уже не одни только лезгины и не одни дагестанцы. Хотя, может быть, именно это и насторожило власти? "Дербент – российский город", "Родина не продается!", "Проснитесь, лезгины!", Дербент – южный форпост России", "Вместе остановим иностранную экспансию Юждага", "Наш президент – Владимир Путин, а не Ильхам Алиев" (или уже не так?).
Лавина пошла. На наших глазах народы Дагестана опять организуются – рядом с лезгинами стоят аварцы, лакцы, табасаранцы, талыши. Тимур Айтберов: "Мы понимаем, что у нас, аварцев и лезгин, общие проблемы. Как бы мы себя ни убаюкивали в Закавказье фразами "дружба", "братство", "интернационализм", мы должны четко осознавать, что азербайджанские националисты, тюркисты имеют давний четкий план по уничтожению горских языков, а затем и народов. Их взгляды на восточнокавказскую местность относительно ее нового территориального переустройства известны, и этот факт неоспорим. Поэтому мы, два больших братских народа исторического Дагестана, должны совместно защищать свои закавказские интересы." И еще: "Мы никогда не станем азербайджанцами, мы всегда будем против азербайджана хот и не дай аллах будем в составе азербайджана. В любой момент мы обернемся против при любой возможности. А между собой у нас бывают разногласия и это только всего лишь благодаря тем кто это провоцирует чтобы разделить Лезгинский народ" (комментарий к статье о митингах; орфография сохранена).
ЛЕЗГИНЫ И ОСТАЛЬНЫЕ ГАРГАРЕЙСКИЕ НАРОДЫ ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО заявляли, что они не против кавказских турок, а только против политики, проводимой руководством Азербайджана по отношению к национальным меньшинствам. В свое время через это прошли и мы, веря в мировую справедливость и апеллируя к "Ленин -партия - Горбачев". Сейчас уже "другие стали слышны речи". У турок понятия "страна, народ и армия" неразделимы – это одна единая орда. Правительство Азербайджана реализует политику турецкого меньшинства-узурпатора по отношению к коренным народам. В будущем турок нетуркам нет места: все нетурки должны быть либо истреблены, либо стать генетическим сырьем для турок. Они (коренные народы) уже понимают, что это политика турецкой орды и что их противником является орда, - турки как народ, как страна и как правительство, это существенно увеличивает их шансы выжить. В сказанном нет ни расизма, ни национальной нетерпимости. Таковы реалии: как волка ни воспитывай, он домашним животным не станет.
Лезгины и все коренные народы Азербайджанской Республики поняли максимы современного мира – их заставили понять: не верь – тебя обманут, не бойся – хуже смерти ничего не будет, не проси – просящему не дают. В свое время эта философия помогла многим выжить в лагерях ГУЛАГА. Сегодня она может спасти их от исчезновения, потому что они сами исчезать не хотят.
"Раба освободить невозможно. Только он сам может освободить себя. Этого нельзя сделать сверху, как нельзя и поработить свободного, – его можно только убить". Р.Хайнлайн. "Двойник".
Акоб ГНДЗАЦЯН, "Голос Армении"