На протяжении многих тысячелетий Ближний Восток был главным центром противостояния фундаментальных религиозных идеологий. Главным внешним игроком, устанавливающим правила игры в регионе, безусловно, являются США. Главной характерной чертой политики Вашингтона в регионе является - силовое навязывание своей идеологии (демократия) и абсолютное «право на экспансию».
Парадоксальным является результат подобной политики - с поддержки Белого Дома к власти в ряде стран пришли радикальные исламские фундаменталисты, не похожие на носителей фундаментальных прав человека. Более того, США, где христианство – является ключевым звеном идеологической концепции, продолжают поставлять оружие, которое впоследствии становится карательным инструментом против христианского населения региона. Нет сомнений в том, что для Вашингтона христианское населения региона не представляет никакого практического интереса, капитолийский истеблишмент решает две основные задачи: борьба за нефть и другие энергоносители, и обеспечение безопасности своего стратегического партнера Израиля. Причем сразу же подчеркнем, что первая задача является основой трансформированной доктрины Эйзенхауэра по Ближнему Востоку.
Главным событием последних лет стала «арабская весна», которая изначально характеризовалась как движение социальное, ибо в Тунисе, Египте и Ливии не стоял вопрос о религиозной нетерпимости. Однако, как мы видим, социальное движение переросло в движение религиозного фундаментализма, и основная цель сегодня – борьба против неугодных элементов «чужих цивилизаций». В данном контексте мы сегодня наблюдаем столкновение цивилизаций на Ближнем Востоке. Приход к власти в Египте «братьев мусульман» привел к беспрецедентному оттоку христианской населения, армянская община, некогда, игравшая значительную роль в жизни страны, практически прекратила свое существование.
Христиане Египта опасаются диктатуры, которую могут установить получившие власть "братья-мусульмане", сообщило в понедельник радио Ватикана со ссылкой на пресс-секретаря Католической церкви в Египте священника Рафика Грейше.
"Мы боимся, что обществу будут навязаны законы шариата", — заявил представитель египетских католиков. В четверг египетский лидер Мухаммед Мурси обнародовал новую декларацию, в соответствии с которой президенту делегируются исключительные законодательные полномочия, а судебные органы лишаются надзорных функций за деятельностью Консультативного совета и Конституционной комиссии, которая разрабатывает основной закон Египта. Основные претензии египетских христиан связаны, главным образом, с тем, что в одной из статей (№ 120) проекта основного закона говорится, что все египтяне должны следовать прописанным в священной для мусульман книге — Коране — юридическим нормам. Принятие конституции с подобной формулировкой – станет началом крупнейшего столкновения христианской и исламской цивилизаций, последствия которых будут необратимы.
Сильный удар по христианскому миру был нанесен и в Сирии. В результате вооруженного противостояния между властями и оппозицией более 60% христиан страны лишились своих домов. По данным представителей благотворительной ассоциации, в городе Хомсе на сегодня не осталось ни одного христианина, а из Алеппо выехало не менее 70% христиан, большую часть которых составляют армяне. Положение беженцев постоянно ухудшается в связи с наступлением холодов и прекращением гуманитарных поставок. 28 ноября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на заседании Совета Императорского православного палестинского общества с докладом «О положении христиан на Ближнем Востоке и в мире».
«Сегодня, к сожалению, христиане становятся жертвами политических трансформаций, происходящих в различных регионах мира. Кроме того, радикальный исламизм, осуждаемый лидерами традиционного ислама, экспортируется в страны, для которых он никогда не был характерен, что ведет к росту межрелигиозной напряженности.
Десятки тысяч христиан подверглись насилию в охваченной войной Сирии. Экстремисты на занятых ими территориях Сирии изгоняют и убивают последователей Христа. Из города Хомса под давлением радикалов вынуждены были бежать все христиане. Те, кто не захотели или не смогли этого сделать, были убиты или выдворены насильно. По сообщениям СМИ, «последний христианин», живший в центре Хомса, был убит 30 октября. Это был 84-летний православный Элиас Мансур. После нападения исламистских повстанческих группировок на Эль-Кусайр, около 30 тысяч христиан бежали из этого города в западной части центральной Сирии.
В районах страны, которые находятся под контролем правительственных сил, применяется тактика террористических атак в отношении христианских храмов, образовательных и медицинских центров, офисов христианских организаций. В ассирийском квартале Алеппо бомбы террористов взрываются каждую неделю. В середине ноября текущего года возле храма Благовещения в Раккахе взорвалась начиненная бомбами машина. Террористы-смертники целенаправленно атакуют христиан. Очень частыми являются случаи похищения христиан, за которых назначается непомерный выкуп. И в случае неуплаты заложника жестоко убивают. Так, 21 октября принял мученическую смерть похищенный боевиками священник Антиохийской Церкви Фаддей Джамиль Хаддад.
С открытыми проявлениями ненависти и насилия христиане сталкиваются и в других странах региона. В прошлом году более 100 000 христиан уехали из Египта, и в текущем году происходит рост численности вынужденных эмигрантов-христиан. Положение христиан-коптов в Египте стремительно ухудшается: участились случаи поджогов и разрушений храмов. Насилие в их отношении все чаще остается безнаказанным. Из 60 000 христиан Ливии во время гражданской войны более половины покинули страну. В Ираке, где еще недавно проживало полтора миллиона христиан, в настоящее время осталась лишь менее десятой части от этого числа: остальные бежали или были убиты. В Тунисе — стране, где первой расцвела «арабская весна», — участились обстрелы и поджоги храмов».
На этом фоне страны «Запада» и США продолжают вооружать сирийских повстанцев. В отличие от Хосни Мубарака, Башар Асад продолжает борьбу против западного экспансионизма, христианская часть населения страны прекрасно осознает, что в случае падения режима алавитов – их судьба предопределена по «египетскому сценарию».
О том, что радикальные исламисты составляют костяк сирийской оппозиции, заявил член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов: «Башару Асаду удалось показать, что в сирийской оппозиции, которую частично признали страны ЕС, очень сильно влияние радикальных исламских экстремистов. И это опять-таки заставляет по-иному относится к ситуации. Тот же самый Израиль уже делает акцент. К примеру, в недавней акции, когда вооруженные силы Израиля были вынуждены вести загородительный огонь. К сожалению не все СМИ указали против кого они вели загородительный огонь - не против вооруженных сил Сирии, а против исламских экстремистов. Это очень важно».
Известный российский политолог Андрей Володин так комментирует развитие событий в регионе: «Вмешательство во внутренние дела других государств не просто противоречит уставу ООН. Это противоречит здравому смыслу. США и их ближайшие союзники – Франция и Великобритания, пытаются навязать политическое устройство, удобное им в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока. Но эта практика явно обречена на неудачу. Потому что, выступая за демократию американского типа в Сирии и в Ливии, мы все видим – какая в Ливии получилась демократия. Надеюсь, в Сирии такой демократии не получится».
Очевидным сегодня является тот факт, что «арабская весна» по мере своего развития трансформируется в радикальное исламское движение, направленное против национальных и религиозных меньшинств. Подобное развитие событий должно заставить ведущих внешних игроков пересмотреть свою политику в регионе, иначе в скором времени мы станем свидетелями «гибели» христианской цивилизации на Ближнем Востоке.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas