Интервью с предстоятелем Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископом Паргевом МАРТИРОСЯНОМ
- Святой отец, арцахцы отмечают свой главный праздник – 20-ю годовщину провозглашения НКР. Какую роль сыграла Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви в процессе становления государственности?
- Когда в марте 1989 г. мы приехали в Арцах вновь открыть эту славную историческую епархию, мы всячески старались помогать, чтобы страна Арцахская достигла своей цели и стала независимой. Участвовали и в армейском строительстве, оказывали содействие нашей национальной армии и нашим властям в вопросах политики, налаживания внешних связей, гуманитарной помощи. Иными словами, стояли в тылу нашего государства. На мой взгляд, провозглашение независимого государства являлось наилучшим вариантом, который мы выбрали в качестве политического компромисса. В противном случае у нас, возможно, было бы гораздо больше трудностей. И полагаю, что это одно из величайших достижений нашей нации за последние 600-700 лет. Пусть будут две армянские республики. Почему бы нет? Вспомним такие случаи, как, скажем, Греция и Кипр...
- На войне церковь находилась рядом с армянским воином. Во время операции по освобождению Шуши на спине у наших солдат был нарисован белый крест.
Как Вы думаете, помогла ли им вера одержать победу? - Вера помогала нашему народу во многих делах, помогала, чтобы он сумел выдержать все трудности. Вера ведет к подвигам, дает человеку новый заряд. В этом смысле она очень помогла нашим солдатам, укрепив в них боевой дух. Если есть вера, можно достичь любой цели. Когда человек невольно связывает себя с Богом, то Бог начинает действовать с ним вместе. Помню, как солдаты не раз возвращались с поля боя, рассказывая о чудесах, увиденных во время сражений. Некоторые даже утверждали, что видели Божью десницу. Такие случаи были в Карин таке, Мартакерте. Солдаты с удивлением рассказывали: рядом с нами взорвался снаряд, но мы остались живы. Разумеется, это чудо, дело рук Господа. Перед боем многие приходили за нашим благословением, приходили целыми отрядами. Некрещенные непременно хотели креститься, говоря при этом: «Если мне суждено погибнуть, то пусть я погибну помазанным миром». Вера дает человеку силу, чтобы он побеждал и смерть, и любую трудность. Так что, наша вера своей силой помогла нам одержать победу. Именно в те годы народ стал возвращаться на истинный путь, возвращаться к своей вере.
- На пути к независимости не обошлось без потерь. Иногда невольно задумываешься – больше мы потеряли или нашли?..
- Во-первых, я не считаю, что мы потеряли. Правда, у нас есть физические потери – тысячи храбрых сынов. Но это шесть тысяч новых мучеников, новых святых – за веру и родину. Это одно из наших достижений. Во-вторых, ценой этих жертв мы обрели родину или часть исторической родины в лице Нагорно-Карабахской Республики. Для армянства шесть тысяч – цифра большая, но в то же время это бесценное завоевание. Возможно, мы боролись бы на протяжении веков, но безуспешно, а жертвы исчислялись бы сотнями тысяч... Полагаю, на чашах весов у нас два главных достижения – шесть тысяч святых на небесах и свободная, независимая республика НКР.
- Святой отец, на каком уровне находятся отношения церковь – армия сегодня? Возникают ли спорные вопросы? Несколько лет назад Армянская Апостольская Церковь выступила с инициативой о необходимости в воинских частях Армии обороны часовен, священнослужителей. Насколько удалось ее реализовать?
- Армия – моя любимая структура, можно сказать, с детства. Отношения церковь – армия на сегодня хорошие. Мы, представители церкви, стараемся приносить пользу армии, пропагандировать Библию, облагородить армянского солдата, превратив его в настоящего рыцаря, преданного народу и родине. И сегодня у нас есть священники, которые вот уже на протяжении нескольких лет служат в армии в качестве духовных отцов. Они стремятся приобщить солдат к национальным ценностям, занимаются их духовным воспитанием. И скажу, что не только мы пытаемся быть полезными армии, но и армия помогает нам, и таким образом, тесно взаимодействуя, мы идем вперед – они в своей службе, мы в своей.
Что касается часовен, то они пока есть не во всех воинских частях, но работы продолжаются. Насколько мне известно, в Ереване должны построить церковь для армии. На мой взгляд, и в Карабахе должна быть церковь специально для армии. Как только найдем благотворителя, приступим к ее строительству. Думаю, настанет день, когда во всех воинских частях будут священнослужители, духовные уголки, маленькие церкви. Для этого же необходимы материальные средства.
- Как-то Вы отметили, что Арцахская епархия нуждается в церковных служителях, священниках. Что делается в этом направлении?
- Не только наша епархия, но и многие епархии мира нуждаются в церковных служителях. Мы обратились к Католикосу Всех Армян, и когда в священники будут посвящены молодые люди, некоторых из них отправят к нам.
- Есть ли среди них арцахцы?
- У нас есть там студенты. Двое уже закончили и служат дьяконами в нашей армии. Дьякон Самвел Мкртчян – духовный ответственный армии и дьякон Гарик Асрян. Один студент учится на шестом курсе, другой - на пятом, а третий – на втором. Надеюсь, когда они напишут и защитят свои дипломные, Святейший Патриарх направит их в Арцах. На сегодня нам нужны как минимум 30-35 церковных служителей. И этот вопрос должен постепенно найти решение.
- Когда завершится сооружение церкви Святой Богородицы в Степанакерте?
- Работы еще продолжаются. Если нам удастся изыскать последнюю часть суммы, строительство завершим за год. Мы находим разных спонсоров: кто-то откликается, кто-то говорит, что пока нет возможностей... А некоторые откликнулись уже второй, третий раз. Из Арцаха тоже есть спонсоры, но их мало. Одним словом, все упирается в финансы.
- Пользуясь случаем, хотелось бы поговорить о шумихе, поднятой в последнее время вокруг Гандзасарского монастыря, вернее, ее стены. Облицовочные работы приостановлены?
- Я однажды уже говорил и повторю еще раз: разные люди вправе иметь разное мнение. Проблема в том, что мы хотим сохранить – стиль старой стены или ее старину. Если речь идет о старине, то я уверен, что Гандзасар восходит, как минимум, к 7 веку. Потому что в этом веке Гандзасар являлся известным монастырем. У любого монастыря должны быть стены. Это в первую очередь. Но они неоднократно разрушались и восстанавливались – как при Джалалянах, так и при католикосе Еремии, в 17-м веке при Хримяне. В 80-х годах прошлого века работник Управления охраны памятников Рома Ерицян отреставрировал стену, в 1996 и 2004 гг. мы ее вновь отреставрировали... Нынешние стены на 90-95% состоят из цемента и не представляют собой памятник старины. Десятками грузовиков мы доставляли камни для последних двух реставраций. И если речь идет о сохранении старинного облика, то это другое дело. Но это не старина, а лишь старинный облик. Господин Левон Айрапетян задался благой целью и собирался облицовать, укрепить стену, придав ей красивый вид. Приведу пример: стены Первопрестольного Святого Эчмиадзина были обветшалые и нескладные, и 50-55 лет тому назад католикос Вазген I разрушил их и построил из нового туфа... То же самое он сделал в монастырях святых Рипсиме и Гаяне, Шогакате, Хор Вирапе... Иначе никак нельзя было сохранить старинный вид. Подняли ли тогда шумиху? Конечно, нет. А католикос Гарегин перенес старые, сводчатые ворота, построенные католикосом Вазгеном, за 100-120 метров, чтобы открылась и древняя стена. И я считаю, что если нам удастся найти спонсора и обнести стеной всю заасфальтированную площадку Гандзасара вместе со зданием духовной семинарии, то переднюю часть Гандзасарской стены придется полностью снести, чтобы виднелся древний великолепный храм. Кто скажет нет? Хочу сказать, шумиху можно было и не поднимать... С другой стороны, если существуют разные мнения, возражения, то существуют и формы преподнесения. Ведь можно же было подойти к Левону Айрапетяну и спокойно обо всем поговорить... Как ни странно, СМИ зачастую распространяют неверную информацию, настраивают людей друг против друга, порождая тем самым раздоры. Неужели нельзя прийти к общему знаменателю в любом вопросе? Как мне кажется, если у нас есть спорные вопросы, то решать их нужно в спокойной атмосфере взаимопонимания. Господин Айрапетян так много сделал для Арцаха, Армении, Диаспоры, что не следовало обойтись с ним таким образом, распространять через Интернет дезинформацию. Я крайне возмущен. Я уважаю этого человека, ценю и глубоко признателен ему за все...
- Как в Арцахе идет церковное строительство?
- Нами реставрируются монастыри, церкви, возводятся новые. Сооружается кафедральный собор в Степанакерте, новая церковь в Вагуасе. Буквально сегодня мне позвонил из Санкт-Петербурга Борис Атаян, уроженец села Караглух Гадрутского района. Он сообщил о своем намерении приехать в Арцах и построить в родном селе новую церковь. Михаил Багдасаров хочет построить церковь в Азохе, где он родился. Проект уже готов, и работы вскоре начнутся. На государственные средства реставрируются Амарас, Гтчаванк, Дадиванкский комплекс. Работы близятся к завершению, и, к нашей радости, скоро состоится открытие церкви Спитак Хач в Ванкасаре. Есть планы и на будущее – хотим отреставрировать монастыри Святого Акопа, Ерицманканц, апостола Егише, Гевондянц... Конечно, должны возводиться и новые церкви.
- Ваше благословение и пожелания в связи с провозглашением Нагорно-Карабахской Республики.
- С патриаршьим благословением от всей души хочу поздравить все армянство с 20-й годовщиной провозглашения НКР. Это величайшее завоевание нашей нации. Хочу поздравить наш народ – детей, солдат, интеллигентов, власть предержащих, священнослужителей, родителей, воспитавших такое поколение... И желаю, чтобы с несгибаемой волей и верой мы продолжали дело по сохранению нашей нации и достигли окончательной цели. Убежден, что мы ее непременно достигнем всем народом. Для этого же нам нужны Любовь и Единение.
Лаура ГРИГОРЯН
artsakhtert.com