В конце декабря прошлого года мусульмане-сунниты Лезгинской мечети при Лезгинском Культурном Центре «Самур» обратились с просьбой о помощи в Управление Мусульман Российской Федерации. В заявлении прихожан мечети отмечается, что в соответствии с последними изменениями 2009 года в Законе Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания», всем религиозным общинам предписано перерегистрировать свои общины в Государственном Комитете по делам религии АР. В процессе подготовки и сдачи документов для перерегистрации общины в соответствии с новым законом, председатель суннитской общины «Лезги мечеть» обратился в Комитет по делам религии, который, в свою очередь отправил его в Управление мусульман Кавказа.
Авторы заявления отмечают, что просмотрев представленные документы, государственно-религиозный чиновник по имени Алирза, направил их в мечеть «Бибихейбет», для получения заключения (не указанного в законе) от какого-то Гази Хикмета – шиита по вероисповеданию. Последний, не церемонясь с представителями лезгинского духовенства, коротко завил: «Идите и поменяйте название вашей мечети на Ашурбекскую, поскольку никаких лезгин в Ичери-шехер не было в помине… Пока вы не поменяете название мечети, ко мне не приходите».
Отметим, что «Лезги мечеть» была построена каменщиком-строителем по имени Ашур ибн Ибрагим ещё в 1169 году, о чем имеются упоминания на стенной табличке, а также в писании рельефно-каменным способом древнеарабской вязью внутри самой мечети. Под этим названием данная мечеть упоминается в истории и современной научной литературе, а также включена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако этот факт не помешал закавказским туркам потребовать у лезгин сменить историческое название «Лезги мечеть» на Ашурбекскую. Позицию вышеуказанного Г. Хикмета поддержал также заместитель председателя Управления Мусульман Кавказа гаджи Салман Мудаев, который считает, что называть мечети по национальным признакам – абсолютно неверно. «Не может быть лезгинской или талышской мечети. Это неправильный подход. У мечети, о которой вы говорите, есть официальное название – Ашурбекская. Пусть поменяют название, и тогда получат регистрацию», - сказал он журналистам.
Однако религиозные власти Азербайджана не стали ограничиваться подобными «советами». Сразу после того, как прихожане мечети обратились к своим религиозным собратьям в Российской Федерации, «дело Лезгинской мечети» было поручено репрессивной машине Азербайджана. Как нам стало известно из осведомленных источников, спецслужбы Азербайджана арестовали нескольких активистов суннитской общины. Кроме того, они заставили лезгин убрать табличку с названием общины со стены мечети. Однако, как говорится в письме одного из руководителей суннитской общины «Лезги мечеть» лезгинскому правозащитнику Шахлару Санаеву, «волнения со стороны властей только ещё начались, и мы не знаем, что готовится дальше. Нас могут попросту арестовать и допросить с пристрастием. Мы с Фаиком (Мустафа Фаик – руководитель общины – Г.М.-Ш.) готовы ко всему... Будь готов к тому, что за меня могут взяться».
В настоящее время ситуация вокруг «Лезги мечеть» серьезно осложнилась. Арестованных активистов суннитской общины обвиняют в... сотрудничестве с армянскими спецслужбами. Поводом для такого умозаключения представителей азербайджанских спецслужб стал тот факт, что некоторые армянские СМИ, в том числе и газета армян России «Еркрамас», опубликовали на своих страницах обращение верующих общины «Лезги мечеть» к мусульманам России. В результате подобных репрессивных действий властей Азербайджана, прихожане данной мечети уже и не думают о названии святыни. «Мы не против смены названия, но кто должен это сделать? Община не вправе самовольно менять названия культурных памятников, это прерогатива государственных органов», - в беседе с корреспондентом Турана заявил председатель суннитской общины «Лезги мечеть» Мустафа Фаик.
Причиной подобного отношения азербайджанских властей к лезгинской мечети города Баку, несомненно, является то, что прихожане данной святыни в основном лезгины – представители одного из коренных народов Азербайджана. Однако немалую роль сыграл и тот факт, что в Азербайджане серьезно встал вопрос религиозной политики. Власти Азербайджана считают, что шиизм значительно усиливает влияние соседнего Ирана на верующие массы республики. Кроме того, руководителей страны смущает также тот факт, что в братской Турции исповедуют суннитское направление Ислама. По данным научного сотрудника МГИМО МИД России Владимира Захарова, которые он опубликовал в эфире одного из армянских телевидений, в прошлом году Управление мусульман Кавказа отозвало всех азербайджанских студентов из духовных школ Ирана и отправило их продолжить учебу в суннитских семинариях Турции.
Многие религиозные эксперты России, Ирана и Запада уверены в том, что власти Азербайджана решили усилить позиции суннизма в стране, имея цель в дальнейшем предоставить суннизму главенствующую роль в духовной жизни Азербайджана. Однако, для претворения этой цели необходимо в первую очередь «тюркизировать» суннизм. Потому и взялась власть Азербайджана за те суннитские мечети столицы, которые рассказывают об их нетюркских хозяевах. Коренным народам Азербайджана вновь «не повезло» оказаться на пути шовинистической политики руководства республики. На этот раз в религиозном аспекте.
Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"