Наличие абсурдных и этически неприемлемых праздников в светской Турции для многих не новость. Туристов развлекают верблюжьими «конкурсами красоты» и боями за самку, а каждый Новый год в стране устраивают Национальную новогоднюю лотерею – невиданное богохульство, по меркам мусульманского мира. Впрочем, и на этом легкий флирт с Европой не заканчивается: день рождения пророка Мухаммеда и Аль Хиджри (исламский Новый год) официально также отодвинули на свалку истории, не выделив для религиозных мусульман выходной в эти дни. Для непритязательных туристов бюджетный отдых на побережье Черного моря, в свете подобных обстоятельств, выглядит куда более привлекательным, чем дорогая и излишне серьёзная Европа с её памятниками архитектуры, картинными галереями и важными физиономиями гордых носителей западной культуры.
Но при этом, куда больший ажиотаж в современной Турции принято создавать вокруг дат, связанных с деятельностью Мустафы Кемаля Ататюрка, а также чисто военных событий. Так, если в России День Победы традиционно обозначает день торжества справедливости в кровопролитной борьбы против чумы 20-ого столетия - фашизма, в Турции одноименным праздником отмечают победу в войне с Грецией 1919-1922 годов, за которой последовала жестокая резня в Смирне. Так, геноцид греков 1922 года пышно и с размахом отмечают 30 августа во всех городах страны: граждане вывешивают турецкие флаги, возлагают цветы к могиле Ататюрка, а в небе расцветает авиашоу из военных самолётов. Если кому-то кажется подобное положение вещей диким и возмутительным, встречайте очередное «торжество» кочевников на костях невинных жертв – День взятия Константинополя, традиционно отмечаемый в Турции 29 мая.
Присвоить или стереть с лица земли
Столица Византийской империи город Константинополь пал под натиском османов в 1453 году. Несмотря на необратимое ослабевание Византийской Империи, в течение двух веков перед падением столицы она переживала серьёзный культурный подъем. В истории этот промежуток обозначен, как Палеологовское возрождение, и заканчивается он падением Константинополя, ознаменовывая долгий культурный застой по всей Европе. Эпоха раннего возрождения, подарившая миру таких мастеров иконописи, как Феофан Грек, монастырь Милешева с уникальными фресками (неоднократно разоряемый турками) и другие свидетельства богатой христианской культуры средневековья, была растерзана варварами, не считающимися с достижениями цивилизации и по сей день. Константинополь был разграблен, в городе орудовали бандиты и душегубы, устроившие жестокую резню мирного населения, а Мехмед Второй объявил себя преемником византийского престола. Трагические обстоятельства падения некогда великой империи стали известны в Европе лишь спустя две недели после событий.
Турецкая повестка в наши дни
Поразительно, как история веками цитирует саму себя, в стремлении преподнести урок каждому новому поколению. В 21 веке человечество заметно прогрессирует на бумажках: нормы международного права постоянно корректируются, ради сохранения безопасной среды для мирных граждан даже в случае военного конфликта, дипломатические рычаги сдерживают множество государств от выяснения отношений вооруженным путём и т.д. Но все эти достижения цивилизации неизменно обходят стороной Турцию, как и Азербайджан - искусственно созданный в Закавказье после распада Российской империи. Политика отрицания Геноцида армян и греков, празднование заведомо спорных исторических событий, культ личности преступника и основателя кровавой республики Кемаля Ататюрка – всё это вполне явные сигналы прогрессирующей захватнической политики государства.
Вторая карабахская война 2020 года должна была открыть глаза на планы обеих стран не только европейскому и русскому обществу, но и любителям причерноморских развлечений армянского происхождения, регулярно обогащавших турецкую казну за счёт многолетнего туризма. И в этом году 29 мая миллионы турецких националистов с упоением отмечали далеко не события 1453 года. Не многолетнее глумление над христианскими следами присутствия в регионе, вроде древних армянских церквей и хачкаров, даже не очередной плевок всему христианскому миру, в виде преображения храма Святой Софии в мечеть. Они отмечали оккупацию Арцаха и очередной шаг, приближающий их к мечте о Великом Туране, а улицы Стамбула (бывшего Константинополя), в напоминание о кровавых расправах над христианами, на несколько дней были залиты багровыми пятнами турецких флагов.
Амалия Тавадьян