По линии Россия-Армения-Турция-Азербайджан сложилась парадоксальная ситуация, дисбаланс, своего рода «ножницы». Политическая государственная сила РФ перестала объединять военные, экономические, гуманитарные и культурные ресурсы воедино.
В то время, когда как нужно наращивать объединение творческих, научных элит между Россией, Арменией и Арцахом через государственные релевантные организации, Россия вновь демонстративно актуализирует российско-турецкий культурный диалог. Впервые в новейшей истории складывается ситуация, когда Россия и Турция, являясь врагами в Сирии и Закавказье, в гуманитарной сфере инициируется рывок в сторону укрепления связей. Получается, что мы полностью слив нашу гуманитарную и культурную миссию в Армении и НКР, оглушительно проиграв западным фондам, выбрали прохиндиаду вместо качественного сотрудничества.
На днях «Россотрудничество» объявило конкурс исследований, посвященных периоду взаимодействия Турции и России в первой половине XX века, в то время как наш военный союз с Арменией вновь не подкреплен гуманитарными и культурологическими активностями. Получается, что творческие элиты и наши армии идут в разных направлениях. Созданное положение опасно еще и тем, что таким образом у российского народа сбивается прицел на то, что же является истинными национальными приоритетами.
Несколько лет назад, уже во время войны в Сирии, убийства командира экипажа СУ-24 Олега Пешкова, посла России в Турции Андрея Карлова в Центре современного искусства Анкары в 2016 году, студия имени М.Б. Грекова (когда-то легендарные грековцы) приняла участие в живописном оформлении Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле. Наши баталисты когда-то были патриотами и им была не чужда честь мундира. Немыслимо себе представить, что Франц Рубо, Иван Айвазовский, Василий Верещагин расписывали бы турецкие военные объекты, да еще во время горячей фазы войны.
Россия должна срочно актуализировать российско-армянский культурный и научный диалог, в том числе и по линии «Россотрудничества» и Дома Москвы, назначив сюда достойных представителей российской интеллигенции.
Валерия Олюнина