«Нести мир в сознание мужчин и женщин» - так обозначает свой гуманитарный месседж ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Еще сравнительно недавно попасть в списки объектов всемирного значения означало не только высшего рода «знак качества», но и предоставляло гарантию на сохранность культурного объекта в будущем. Однако, в последнее десятилетие с приходом на пост Генерального директора ЮНЕСКО госпожи Ирины Боковой из Болгарии (с осени 2009 года до 2017 года) ЮНЕСКО проявила себя как вырождающаяся, крайне конъюнктурная организация. Особенно характерно это проявилось в антиармянской деятельности Боковой, вступившей в альянс с режимом Ильхама Алиева.
Апофеоз уничтожения средневекового армянского кладбища хачкаров в Джульфе пришелся на 2005 год. Мотыгами и кирками разбивали армянские святыни, как мы полагаем, в знак «содействия укреплению мира и безопасности». Джульфа при армянах – это не только кладбище 2000 хачкаров, но и Нахичеванский Матенадаран, храмы. После выселения армян Джульфа, как и во времена шаха Аббаса I Великого (16 век), снова превратилась в выжженную землю. Если выселение армян из региона иным несет расцвет, как это произошло в средневековье в иранском Исфахане, то другим лунный пейзаж. Старинное кладбище с помощью тяжелой техники люди в военной форме ломали до полной победы смерти – это место превращено в стрельбище.
В эти же годы был уничтожен уникальный культурный пласт в нахичеванском ранне-средневековом Агулисе, не так громко, как Джугу, а тихо. Чтобы это было как будто не замечено ЮНЕСКО, госпожу Бокову засыпали подарками, а в управляемую ею организацию вводили достаточно мощные инъекции.
Публицист Амирам Григоров рассказывал о культурном наследии армянского Агулиса:
«Он был основан в античное время. Царь Тигран выселил иудеев из Сирии в Армению и выделил места для основания городов в районе теперешней Нахичевани. Так появился Агулис. После принятия Арменией христианства этот город стал центром, где возникли монастыри и церкви, одновременно с Эчмиадзином, но если собор в Эчмиадзине неоднократно перестраивался и украшался, вплоть до XIX столетия, то три из 11 церквей Агулиса выглядели точно так же, как при постройке в IV веке: Агулис оказался на отшибе и сохранился практически без изменений.
Когда-то в Агулисе было 10 тысяч жителей, и он был самым значительным городом в этой части Армении. Но после нашествия афганцев в XVIII столетии он обезлюдел, и в дальнейшем его население не превышало 3-4 тысяч, его жители представляли собой изолированную группу с особым диалектом, который назывался «лезунзоки», в котором сохранялось много персидских и арамейских слов. Армяне из других регионов плохо понимали этот язык и считали его «еврейским».
В 1919 году город был захвачен турками, его уцелевшие жители бежали в Зангезур, горную область, где герой армянского народа Нжде сумел организовать самооборону, и куда турки не прорвались. После установления советской власти, по договору большевиков с Ататюрком, Агулис, как и вся Нахичеванская область, отошел Азербайджану. Агулисцам не позволили вернуться, а в их дома заселили кочевников-тюрков. Но древние церкви Агулиса, опустевшие, закрытые, остались, как и три кладбища с хачкарами — традиционными резными армянскими надгробиями».
Подробнее о «войне с храмами» писал автор книги «Нагорный Карабах. Факты против лжи», сын дипломата и внук легендарного участника «Немезиса» Зарэ Мелик-Шахназарова Арсен Мелик-Шахназаров.
В 2011 году разразился скандал и в самой штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Когда при организации фотовыставки директора музея С. Параджанова, фотохудожника Завена Саргсяна, посвященная искусству хачкаров, по решению секретариата ЮНЕСКО были сняты карты, фиксирующие местоположение старинных монументов и надписи под фотографиями. Как писала тогда мировая армянская пресса, инцидент сорвал торжественное событие. Посол Армении при ЮНЕСКО Шарль Азнавур, поддерживавший организацию выставки, отказался участвовать в церемонии открытия, - сообщал франкоязычный сайт Nouvelled'Armenie.
http://yerkramas.org/article/17675/armyanskie-xachkary-iskusstvo--nasledie-ili-politika/armyanskie-xachkary-iskusstvo--nasledie-ili-politika
Политика уничтожения армянского культурного наследия закреплялась еще и сакральными акциями и с русской стороны. Здесь произошла подлинная мутация панславянского братства – болгарка Ирина Бокова, представитель народа, страдавшего веками от рабства в Османской империи, отлично провела стратегию против армян, которую закрепляла уже РПЦ, наградив Мехрибан Алиеву орденом святой Ольги. «Мехрибан Алиева в купальнике», «Мехрибан Алиева до и после пластики» - релевантным духовным запросам в яндексе нет конца. Нет ничего драматичного в том, что в бакинском фестивале «Жара» принимают участие «звезды» российской эстрады – в конце концов, гости этого действа имеют хорошую возможность сравнить, чей пластический хирург сработал качественнее, Светланы Лободы или орденоносной Мехрибан.
Но выбор страны победившего культурного фашизма для проведения 43 ежегодной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО как минимум странен. Запланированы ли там посещения мертвой Джуги и разрушенного Агулиса, мы скоро узнаем. В целом, если политика Боковой будет продолжена и в деятельности ее преемника, француженки Одрэ Азуле, можно на ближайшей культурной миссии ЮНЕСКО ставит большой жирный крест, как впрочем, и на сохранении христианских святынь самой Франции.
Валерия Олюнина