Интервью Медиамакс с сооснователем фондов RVVZ и IDeA Вероникой Зонабенд.
– Благотворительные фонды IDeA и RVVZ
выступили одними из спонсоров армянского национального павильона Armenity,
получившего «Золотого льва» – главный приз Венецианской биеннале. Как
принималось решение о поддержке этого проекта?
–
Одним из ключевых направлений нашей деятельности является сохранение
культурного наследия армян. Мы верим, что культура, образование и развитие
социального предпринимательства – это те элементы, которые помогут Армении
перейти от модели выживания к модели процветания.
Кроме
того, 2015 год является особым для армян в связи со столетием Геноцида, и к
Армении приковано пристальное внимание международной общественности и медиа. Мы
посчитали, что это хороший повод для того, чтобы достойно представить Армению в
современном культурном контексте, и приняли решение стать одним из спонсоров
павильона Armenity. Для нас это также стало отличной возможностью рассказать о
нашей новой культурной инициативе Dilijan Art Initiative профессионалам в мире
искусства, кураторам и художникам и тем самым привлечь их внимание к Армении.
– Лозунгом Биеннале-2015 было «Будущее
всего мира». Как армянский павильон вписался в концепцию этого будущего
?
–
Прежде всего, стоит упомянуть о том, что остров Сан-Ладзаро дельи Армени – один
из крупнейших мировых центров армянской культуры. С XVIII века здесь
располагается монастырь ордена мхитаристов. Именно на его территории и был
открыт армянский павильон. Венеция многонациональна, но далеко не каждая
«некоренная» нация может позволить себе роскошь занять целый остров под свою
экспозицию – павильоны других стран имеют размер одного здания. Этот факт
привлек дополнительное внимание.
Значение
Сан-Ладзаро дельи Армени для нации, так же как и Армянского квартала в
Иерусалиме, со временем изменилось, что-то забылось, и сейчас настало время
напомнить об этом самим себе и миру.
Другая
отличительная черта армянского павильона – гармоничное сочетание старого и
нового. Выставка современного искусства, на мой взгляд, была очень хорошо
вписана в контекст культурного наследия. Несмотря на то что мы очень желали
победы, не могу сказать, что она была ожидаемой. Надо отдать должное куратору
павильона Армении Аделине Куберян фон Фюрстенберг и ее команде – они поработали
на славу. Им удалось не только собрать очень интересных художников, но и
привлечь к участию в проекте таких авторитетных доноров, как Ларри Гагосян,
который, несмотря на армянское происхождение, никогда раньше не участвовал ни в
каких армянских проектах.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о
проекте Dilijan Art Initiative.
–
Как я уже сказала, основной целью презентации проекта Dilijan Art Initiative в
Венеции было привлечение внимания к Армении в целом и, в частности, к Дилижану.
Эта инициатива должна стать основой для культурного развития Дилижана и Армении
в целом. Ее миссия состоит в том, чтобы помочь Дилижану стать центром культуры
и образования и способствовать глобальному взаимопониманию, используя различные
художественные средства, исследования и дебаты среди прогрессивно мыслящих
людей, лидеров мнений со всего мира. Истоки этого проекта лежат в армянской
культуре, воспевающей гармонию природы и письменного слова.
Его
основным элементом является библиотека в новом ее понимании. Это сосредоточение
знаний, накопленных многими поколениями. Мы уже имеем определенную базу в виде
колледжа UWC Dilijan, являющегося платформой для межкультурного диалога. Запуск
проекта намечен на 2017 год, но какие-то мероприятия мы, возможно, проведем
раньше.
Арт-куратором
проекта стал Вадим Григорян, креативный директор Pernod Ricard. На наш взгляд,
Dilijan Art Initiative будет иметь большое значение для нового понимания места
Армении и армян в мире с точки зрения современного искусства. Это взгляд назад
без жертвенной составляющей и попытка заглянуть в будущее с новым пониманием
перспектив, попытка рассказать свою историю так, чтобы она была интересна
другим.
– С 5 сентября по 1 ноября 2015 года
пройдет 14-я Стамбульская биеннале, и IDeA и RVVZ вновь поддержат армянских
участников. Расскажите, пожалуйста, что будет происходить в Стамбуле, и какое
это будет иметь значение с точки зрения столетия Геноцида.
–
Организация Стамбульской биеннале построена не так, как у Венецианской, которая
является самым старым и грандиозным по размаху форумом мирового искусства. В
Венеции страны-участницы представляют себя через свою культуру. Стамбульская
биеннале появилась значительно позже и имеет другую концепцию, здесь главными
являются не кураторы национальных павильонов, а художники и их работы,
объединенные одной общей темой. В
2015 году это "SALTWATER: A Theory of Thought Forms”. Волны Босфора символически «рифмуются» с волнами,
течениями и водоворотами человеческой истории.
По
словам куратора биеннале Каролин Христов-Бакарджиев, которая вместе с нами
представила Dilijan Art initiative в Венеции, чрезвычайно важно, что ключевой
темой выставки современного искусства в Турции в 2015 году является армянская
тема, представленная произведениями из исторического наследия и работами
современных художников.
Многие
известные художники осмыслили 1915 год по-разному: например, Фрэнсис Алис,
живущий и работающий в Мехико, сделал это в характерной для него манере
короткометражного видео. Среди участников Стамбульской биеннале есть и те, кто
представил свои работы в армянском павильоне Венецианской биеннале, например
турецкий художник армянского происхождения Саркис, работающий во Франции.
Одним
из элементов нашего участия в Стамбульской биеннале будет награждение молодых
художников, предоставление им возможности публикации в престижных каталогах.
Церемония награждения пройдет в Дилижане в 2016 году.
С
Вероникой Зонабенд беседовал Арам Араратян
http://www.mediamax.am/ru/news/interviews/14168
"Голос Армении"