В интервью Tert.am бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров первопричиной инцидента и столкновений на карабахо-азербайджанской линии соприкосновения назвал то, что Азербайджан впоследствии отказался от предусмотренного режимом прекращения огня развода сил от линии соприкосновения и, более того, в дальнейшем приблизил свои позиции к позициям армян. А что касается заявления МИД Азербайджана о том, что армянская сторона не может использовать воздушное пространство Нагорного Карабаха, отставной дипломат отметил, что, утратив контроль над наземной территорией Нагорного Карабаха, и даже принадлежащими НКР районами, Азербайджан декларирует, что это якобы неприступное воздушное пространство.
- Господин Казимиров, как Вы прокомментируете отказ азербайджанской стороны выдать тела членов экипажа пораженного 12 ноября на линии соприкосновения вертолета ВВС НКР, в результате чего армянская сторона прибегла к осуществлению спецоперации. Это был принужденный шаг со стороны Армении?
- Я не буду комментировать операцию по эвакуации тел погибших летчиков, не буду говорить об этом, пусть это все останется на совести той стороны, которая не позволяла забрать тела членов экипажа. Я хочу сказать о другом - в чем причины такого рода инцидентов на линии соприкосновения? Подобных причин, наверное, не мало, но, все-таки, есть и первопричины, без которых подобный инцидент не мог произойти. Первопричины имеют особое значение, поскольку это уже существо проблемы. Суть этой проблемы состоит в том, что когда при посредничестве России мы выходили на путь перемирия и прекращения огня, мир был условный и были подписаны документы на этот счет. Было условлено, что произойдет развод двух сторон от линии соприкосновения. Это то, что сейчас также является проблемой в Украине – развести стороны, особенно тяжелое вооружение, подальше от линии соприкосновения, чтобы реально сохранить режим прекращения огня. К сожалению, одна из сторон, вы догадываетесь какая, не сдержала своего слова, несмотря на подпись министра обороны своей страны под этим документом, потом отказалась от развода сил. Поэтому позиции сил сторон остались на очень близком расстоянии, а позднее, через несколько лет, эта же сторона начала приближение своих позиций к позициям армян, то есть, появилась возможность даже для непроизвольных инцидентов, я уже не говорю о тех инцидентах, которые возникали умышленно.
- Вы считаете, что последний инцидент произошел не просто так?
- Это первопричина того, что произошло. Если бы был осуществлен развод сил сторон от линии соприкосновения, а тяжелое вооружение, в том числе зенитные средства находились бы на некотором, так сказать, удалении, такого инцидента не могло бы быть.
- Ведь на протяжении 25 лет не было ничего подобного. И потом, считаете ли Вы этот инцидент случайным?
- Дело в том, что разного рода инциденты возникали нередко. Каждый год было немало и военнослужащих, и даже мирных жителей, которые погибали именно в результате того, что не был осуществлен развод сил сторон. Я подчеркиваю, что это первопричина подобного рода инцидентов. В том числе первопричина последнего случая, связанного с поражением армянского вертолета. Я уже не говорю о том, как оценивать тот факт, что та же сторона не желала выдать тела погибших летчиков, или по крайней мере не мешать этому.
- Баку затем выступило с заявлением относительно объявления воздушного пространства НКР не летной территорией. Не говорит ли это о том, что инцидент был не преднамереным?
- Как он мог быть непреднамеренное, если Баку декларирует об этом на прямую. Давно утратив контроль над наземной территорией Нагорного Карабаха, и даже принадлежащими НКР районами, декларирует, что это якобы неприступное воздушное пространство. Это очень сомнительный реванш. Весьма сомнительно объявлять, что воздушное пространство неприкасаемо, в то время, как они сами виноваты в том, что потеряли контроль над многими районами, территориями. Потеряли, поскольку не хотели вовремя по резолюциям Совета безопасности прекращать военные действия. Это еще одна первопричина.
- Вы рассматриваете последний инцидент с вертолетом, как новый накал и даже преддверие войны или это очередной…
- Я полагаю, что это была серьезная и довольно грубая провокация.
- Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик высказал свое мнение, отметив, что эта территория является не нейтральной зоной, а ничьей землей. Некоторые армянские политологи не смогли прокомментировать его заявление, объяснить, что он имел в виду. Как Вы прокомментируете подобное заявление?
- Об этом надо спросить у господина Уорлика, потому что я не в праве комментировать его, не в праве толковать, что он имел в виду. Я должен сказать другое: нейтральная полоса появилась бы тогда, когда стороны действительно реализовали бы осуществление развода войск от линии соприкосновения. Тогда появилась бы нейтральная полоса между передовыми подразделениями противоборствующих сторон.
- Вы считаете, что реакция международного сообщества на этот инцидент была адекватной?
- Я должен признать, что не особо внимательно следил за реакцией зарубежных государств, я видел реакцию армян, азербайджанцев, но мало что могу сказать о реакции других стран по поводу пораженного вертолета.
Новости Армении - Терт.am