Католикос Илия Второй призвал правительство отказаться от реформы, предполагающей децентрализацию власти
В среду патриарх Грузинской Православной Церкви Католикос Илия Второй после литургии, проведенной в кафедральном соборе в Мцхета, неожиданно для многих решил отойти от дел духовных и поговорить о мирских проблемах. Его святейшество в своей проповеди подверг резкой критике обсуждаемый ныне в парламенте Кодекс самоуправления, принятие которого было одним из главных предвыборных обещаний правящей коалиции. Не знаю, как в других регионах, но в армянонаселенной Джавахетии “Грузинская мечта” победила во многом именно благодаря этому обещанию Бидзины Иванишвили.
Что же так настораживает патриарха в идее децентрализации системы управления? Почему он против того, чтобы ахалкалакские армяне, марнеульские азербайджанцы или зугдидские мегрелы могли сами выбирать свою власть?.. Концепция реформирования системы местного самоуправления Грузии была опубликована властями еще в марте. На ее основе были разработаны проекты поправок к целому ряду законов. Предлагаемые изменения увеличивают самостоятельность регионов, децентрализуя систему государственной власти. В результате обеспечивается вовлечение жителей провинций страны в процесс принятия решений. Это станет возможным благодаря проведению прямых выборов мэров городов и глав муниципалитетов. Если сейчас право иметь выбираемого мэра имеют в Грузии жители лишь пяти городов (Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави и Гори), то в случае принятия предлагаемых поправок самоуправляемыми будут признаны все те населенные пункты, число жителей которых превосходит 15 тысяч. Почему именно 15 тысяч, а не 10 или 20? Логика авторов проекта не совсем понятна. Но в Джавахке ее сочли допустимой. Проект реформ позволяет жителям Ахалкалаки рассчитывать на право выбирать мэра самостоятельно. Ведь по последней переписи в городе живет 15 572 человека. Другие рациональные идеи, заложенные в проект кодекса, джавахкцы тоже приветствовали. Это касается, в частности, создания в селах общинных советов и увеличения числа муниципалитетов с 69-и до 120-и.
В Грузии есть влиятельные силы, не заинтересованные в том, чтобы жители регионов участвовали в управлении собственной судьбой. Но их аргументация не выдерживает критики. Они настаивают на полной централизации и вертикальном подчинении всех муниципальных структур, руководители которых, по их убеждению, должны назначаться из центра и подчиняться только центру. На демократию это, согласитесь, совсем не похоже. Консервативные силы, выступающие против реформирования системы местного самоуправления, не скрывают, что их цель — лишить доступа к рычагам муниципального управления активистов в регионах, населенных представителями этнических меньшинств. Свои действия противники децентрализации мотивируют необходимостью борьбы с сепаратизмом. Но неужели желание иметь избираемого народом мэра, вместо назначаемого из Тбилиси эмиссара, может свидетельствовать о наличии у людей сепаратистских настроений? Лучший ответ на этот вопрос дал глава парламента Давид Усупашвили. “Подход, согласно которому самоуправление создает угрозу единству страны, является полным нонсенсом. Раньше в Грузии не было самоуправления. Но разве это спасло нас от сепаратизма в Абхазии и Цхинвали? Сепаратизм развивается не когда есть самоуправление, а когда человек чувствует, что лишен возможности самостоятельно решать свои проблемы”, — заявил Усупашвили.
Страдающая популизмом радикальная оппозиция стремится использовать национализм обывателя с целью настроить его против власти. Реформа системы самоуправления для них в этом смысле удобный повод. Внепарламентские силы спекулируют на теме “поощрения властями сепаратизма”. Лидер партии “Свободная Грузия” Каха Кукава договорился аж до того, что назвал предложенный правительством проект поправок “почвой для создания в стране новых автономий”. Подобного рода абсурдные обвинения предъявляют правителям также “Единое национальное движение”, Христианско-демократическое движение, партия “Единая Грузия”. Но действенных механизмов воздействия на парламент у них нет. Потому-то они и решили спровоцировать патриарха Илию Второго, который имеет в Грузии непререкаемый авторитет. Католикоса, по-видимому, ввели в заблуждение. Иначе вряд ли бы он стал выступать со столь безапелляционными оценками. “Если наш парламент примет закон о самоуправлении, мы подойдем к распаду, развалу Грузии. Мы никогда не смиримся с этим и сделаем все, чтобы это не произошло. Грузины были и будут единой нацией. Все районы должны быть подчинены центральным властям”, — заявил патриарх.
Авторитет престарелого патриарха опять хотят использовать в нечистых политических целях. Очевидно, что Илия Второй имеет самое поверхностное представление о сути предлагаемых правительством реформ. “Есть люди, которые не читали законопроект, но позволяют себе делать заключения. Предполагаю, что патриархом этот документ, состоящий из 120 страниц, не мог быть прочитан. Не могу сказать, кто подготовил оглашенное им заключение, но знаю, что с патриархией будут консультации”, — заявил один из авторов проекта Кодекса самоуправления, руководитель департамента по связям с регионами правительственной канцелярии Ираклий Мелашвили. Его версию о том, что католикоса используют, поддержал и лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури. По его убеждению, в проекте нет никакой опасности распада страны. “Думаю, патриархия владеет малой информацией в связи с предлагаемой реформой. Необходимо больше информировать патриархию, и мы сделаем это”, — отметил он.
Заявление главы Грузинской Православной Церкви вызвало возмущение многих представителей гражданского сектора. “Услышать эти слова от патриарха было, мягко говоря, неприятно. Есть группа лиц, которая занимается дезинформацией авторитетных людей. Их цель — добиться того, чтобы рычаги власти не переходили к районным советам и всеми процессами в стране заправляла исключительно центральная власть”, — подчеркнул в связи с этим председатель организации “Сеть развития местной демократии” Давид Лосаберидзе. По его инициативе активисты неправительственных структур обратились к парламенту и правительству с обращением, в котором содержится призыв “не поддаваться волне дискредитации идеи самоуправления и не останавливать процесс реформ”. Под этим документом подписались руководители 23 общественных организаций. Они настаивают на том, чтобы парламент поспешил с внесением в законы соответствующих изменений с тем, чтобы предстоящие весной муниципальные выборы прошли уже по новым правилам.
Но, несмотря на поддержку со сторону гражданского сектора, правительство, по-видимому, все-таки дрогнуло и пошло на попятную. В четверг вечером председатель парламента Давид Усупашвили и премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили направились в резиденцию католикоса. Уговорить патриарха им, судя по всему, не удалось. Идти против его воли правители не решились. Утром министр регионального развития Давид Нармания заявил, что “проект Кодекса самоуправления будет усовершенствован и модифицирован с учетом всех замечаний”. “Мы учтем позицию наших оппонентов. Решение будет принято только после достижения консенсуса и получения широкой поддержки”, — заверила вице-спикер Манана Кобахидзе. Вчера в парламенте должно было начаться обсуждение проекта законодательных изменений. Но удовлетворив требование патриарха, Усупашвили отложил слушания. По словам депутата от парламентского большинства Вахтанга Хмаладзе, заседания комитетов по этому вопросу не состоялись “в связи с проблемами, вызванными непогодой”. Таким образом, Грузинская Церковь вновь воспользовалась своим умением влиять на политическую погоду.
Это далеко не первый случай, когда патриархия, вмешиваясь в политику, выполняет функции, противоречащие уставу Церкви и Конституции страны. Причем делает она это всегда, когда власти берутся за решение проблем, касающихся прав национальных и религиозных меньшинств. Так было в апреле, когда встал вопрос о ратификации европейской конвенции о региональных языках, на основе которой джавахкцы требовали признания армянского региональным языком. Испугавшись клерикалов, власть отложила обсуждение этой темы. Еще жестче был прессинг со стороны патриарха, когда обсуждался вопрос о предоставлении официального статуса местной епархии Армянской Апостольской Церкви. Тогда по призыву католикоса на акции протеста вышли десятки тысяч введенных в заблуждение верующих.
Предлагая Кодекс самоуправления, власть выполняет (частично) свое предвыборное обещание. На встрече с избирателями в Ахалкалаки Бидзина Иванишвили срывал аплодисменты именно заявлениями о предстоящей децентрализации. Об этом же говорил джавахкцам перед президентскими выборами Георгий Маргвелашвили. Неужели чей-то популизм может помешать наделенной народным доверием власти выполнять свои предвыборные обещания? Политическое руководство должно, наконец, определиться, перед кем оно подотчетно. Перед своими избирателями или перед гражданином Грузинской Республики Ираклием Шиолашвили, обретшим после монашеского пострига духовное имя Илия?
Артем Ерканян, "Новое время"