Возможно, это знаменательное событие уже произошло за те несколько дней, что прошли после публикации сообщения. Возможно, Жанна Шахмурадян и ее дочь пока еще не получили свои паспорта и ежеминутно ждут - когда же решение суда будет претворено в жизнь. А может случиться и так, что они не дождутся обещанного и до конца жизни останутся людьми без паспорта - апатридами. Ведь дело сделано - проявление уникальной толерантности в очередной раз растрезвонено на весь мир, а значит, вовсе необязательно исполнять решение, особенно если дело касается армян.
ИСТОРИЯ ТАКОВА. КАК ТОРЖЕСТВЕННО СООБЩИЛИ 20 НОЯБРЯ БАКИНСКИЕ СМИ, проживающие в Баку армянка Жанна Шахмурадян и ее дочь наконец-то получат удостоверения личности Азербайджанской Республики. Прожив почти 20 лет в Азербайджане без паспорта, женщина недавно выиграла в суде дело против Главного управления паспортов, регистрации и миграции МВД и Управления полиции Низаминского района Баку. Согласно сообщениям, Шахмурадян родилась в столице Азербайджана в 1966г. и в последний раз получала паспорт советского образца аж в 1983 году. Свой родной город Жанна никогда не покидала, более того, с 1992г. жила в гражданском браке с азербайджанцем и родила дочь. О причинах, по которым матери и дочери полиция почти 19 лет отказывала в предоставлении паспортов, азербайджанские СМИ, естественно, "деликатно" умалчивают, называя их "известными". Расшифруем за не в меру стыдливых коллег: причина - в национальной принадлежности Жанны. В стране, рекламирующей себя в качестве "образца толерантности", женщине и ее дочери 19 лет не выдавали паспорта исключительно и только в силу армянской фамилии матери. Причем девочке не помогал даже тот факт, что ее отец - азербайджанец.
И вот теперь, согласно бакинским СМИ, решение суда обязало полицию предоставить женщинам паспорта. Как сообщила сама Жанна Шахмурадян, первым делом она собирается увидеться с проживающей в России матерью, которую, благодаря все той же "толерантности" азербайджанской полиции, не видела много лет - надо полагать, с момента окончательного изгнания армян из Баку. Ведь не имея паспорта, обе они в течение почти двух десятков лет были лишены еще одного фундаментального права человека - права на свободное передвижение.
Будем надеяться, что на этом двадцатилетние злоключения Шахмурадян и ее дочери закончатся. Однако публикации в азербайджанской прессе уже дают основания предполагать, что история этой бакинской армянки еще не раз будет использована в пропагандистских целях, а именно: ее будут словно музейный экспонат показывать всем желающим убедиться в том, что армяне до сих пор благополучно живут в Азербайджане и пользуются всеми правами - опять-таки без упоминания о тех 20-летних мытарствах, через которые ей "по известным причинам" пришлось пройти. В частности, появились сообщения о том, что именно этих женщин собираются показать поехавшему в Баку Раффи Ованнисяну, который изъявил желание встретиться и побеседовать с проживающими там армянами.
СКОРЕЕ ВСЕГО, ЕМУ, КАК И ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ГОСТЯМ НЕКОГДА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ГОРОДА, продемонстрируют еще и главный "экспонат" толерантности: армянскую церковь, подожженную в конце 1989г., затем демонстративно восстановленную. Точнее, вынужденно восстановленную после акта беспрецедентного вандализма - расправы с уникальными хачкарами Старой Джуги и на фоне продолжающегося уничтожения армянских памятников на территории современного Азербайджана. К старому армянскому кладбищу в Нахиджеване, где на месте памятников средневековой армянской культуры сейчас устроен военный полигон, строжайше запрещено подпускать кого-либо, в том числе послов США. Взамен всем усиленно демонстрируют восстановленную церковь без прихожан. Хотя сейчас спектакль уже можно несколько разнообразить: показывать церковь с Жанной Шахмурадян внутри. Ну где еще встретишь подобную толерантность?
История с паспортом "длиной" в 20 лет напомнила проведенное в Баку исследование, результаты которого были опубликованы весной нынешнего года. В отличие от телячьего восторга бакинских СМИ по поводу выданных наконец армянке и ее дочери паспортов, исследование азербайджанского этнолога Севиль Гусейновой "Этническая принадлежность как социальный статус и стигма: армяне в постсоветском Баку" приоткрывает завесу над той беспощадной реальностью, в которой оказались вынужденные по разным причинам оставаться в Азербайджане армяне. "ГА" подробно писал об этой весьма интересной работе в номере от 20 марта с.г. (http://www.golosarmenii.am/ru/20241/world/17408/), посему напомним лишь ключевые выводы автора.
Говоря о той группе армянок, которые "не имели иммунитета, обеспечиваемого наличием супруга-азербайджанца, и, следовательно, "неармянской" фамилией", Гусейнова пишет: "Необходимость скрывать этническую принадлежность от всех - это та среда, те рамки, в которых эти люди вынуждены жить". Главный вывод этнолога звучит так: "Продолжающийся конфликт стигматизировал этническую идентичность армян. Быть армянином и в то же время проживать в Азербайджане являлось противоречием и уже не соответствовало критерию "хороший гражданин".
Напомним: стигма - греческое слово, означающее знак, клеймо, соответственно стигматизация - клеймение, навешивание социальных ярлыков, ассоциация, как правило, отрицательного качества с конкретным человеком или группой людей. То есть именно то, чем усиленно занимаются азербайджанские власти во главе с президентом этой страны. На этом фоне история с выданным спустя 20 лет паспортом выглядит тем самым исключением, которое лишь подтверждает правило.
Марина ГРИГОРЯН, "Голос Армении"