14 ноября завершается официальный визит президента Армении Сержа Саргсяна в Париж. В течение месяца, по разным данным президент собирается посетить ряд других стран, в том числе и Россию. На фоне предстоящих в феврале президентских выборов в Армении любые шаги действующего главы государства и правительства в целом воспринимаются как предвыборные, а выражаясь более точно - демонстративными и показушными. Исключением не являются и зарубежные визиты. Не без оснований можно предполагать, что Серж Саргсян ищет поддержки у этих стран.
Но в отличие от кампании внутри страны, заморским «избирателям» следует что-то предложить взамен. Какие обещания может дать президент Армении в ответ на переизбрание Франции? Обещание быть более уступчивым в карабахском вопросе? Возможно, но вряд ли эта та тема, которую Париж считает приоритетной. Вот экономические привилегии вполне могут сойти за обещание, которыми при желании может воспользоваться Франция. На встрече с премьер-министром Франции Жаном-Марком Эро Саргсян детально обсудил вопрос дальнейшего привлечения французских компаний в проекты Армении в сфере энергетики, их участия в строительстве нового энергоблока Армянской АЭС, который ранее планировалось построить за счет российских инвестиций. Но армянский рынок очень мал, и отношения на рынке далеки от рыночных, а как показали 5 лет правления Саргсяна, бороться с монополиями он либо не умеет, либо не хочет. Так что Франции предлагать Армении фактически нечего, а за красивые глаза Париж не станет впутываться в такую авантюру, тем более, что вне зависимости от того кто будет президентом Армении Серж Саргсян или Амаяк Ованнисян, вряд ли Ереван и Париж испортят отношения. Делить им нечего. А если же визит в Париж и заявления Франсуа Олланда о том, что Франция все-таки примет закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян имели своей целью пробудить в армянском избирателе чувство благодарности к своему лидеру, который добился этих слов у главы Франции, то следует напомнить, что закон этот принимает не президент а парламент, а во Франции, в отличие от одной очень известной нам страны, президентские инициативы не всегда поддерживаются законодательным органом страны.
Что же может предложить Саргсян России, которую также будет просить о поддержке. Во-первых он может обещать пресечь антироссийские настроения в Армении, к которым имеет опосредованное отношение. Некоторое время назад, с подачи премьер-министра Армении политики страны заговорили о пагубности Евразийского вектора развития страны, о невозможности присоединяться к Таможенному Союзу и о невозможности дальнейшего существования в Армении программы помощи по добровольному переселению соотечественников. Эти высказывания премьера не были ни опровергнуты ни поддержаны Сержем Саргсяном. Но были подхвачены проевропейско настроенной частью населения, реальное число которой никто не в состоянии оценить. Антироссийскость в Армении сегодня прямо пропорциональна оппозиционности, а с недавнего времени стала не чуждой и команде Саргсяна. Почему же президент Армении, который согласно Конституции осуществляет руководство внешней политикой не реагирует на такие заявления премьера? Может потому, что сам санкционировал это с тем, чтобы потом, ближе к выборам было что предлагать Москве? Вполне вероятно. Но не стоит упускать из виду и тот факт, что Серж Саркисян позиционирует себя как большой друг мистера Обамы. А планы США на Южном Кавказе не являются тайной. Стоит только отказаться от всего российского, унифицировать таможенные системы с Грузией как Армения окажется перед фактом требования унификации системы с Азербайджаном, а там до Закавказской конфедерации и потери независимости рукой подать.
Тем не менее западный вектор развития все еще прельщает руководство страны, которое не задумывается о том какой ценой Ереван окажется на Западе.
Но у России в Армении все же есть серьезные защитники, в лице партии «Процветающая Армения» (ПА). Эта партия некогда входила в состав коалиционного правительства вместе с партией президента – Республиканской партией Армении (РПА). Сегодня же она оппонирует РПА по всем вопросам и в частности, в отличие о премьера-республиканца, считает важным обсуждение евразийского интеграционного проекта.
При детальном изучении положения дел на армянском политическом поле можно говорить о том, что Москве не имеет смысла поддерживать действующего президента и его команду, в то время когда ПА может реально усилить позиции России в Армении. Вопрос лишь в том, кто будет претендентом на пост президента Армении от этой партии.
Пока что единственная реальная кандидатура – это экс-глава МИД Армении Вардан Осканян. Против него недавно было возбуждено уголовное дело. Его обвиняют в растрате денежных средств, полученных от западного благотворителя. При этом благотворитель претензий не имеет, в Генпрокуратура считает себя обязанной защитить интересы возглавляемого Осканяном фонда «Сивилитас», который по версии правоохранителей лишился этих средств.
Кандидатуру Осканяна в Москве может пропиарить экс-президент Роберт Кочарян. Кстати Осканян однозначно сказал в одном из своих интервью, что часто встречается с Кочаряном, обсуждает политику и уверен, что при желании вернутся в политику Кочарян сказал бы об этом открыто и не прятался бы за спиной у других.
Сам Кочарян накануне заявил о том, что глупо во всем и везде видеть его тень, в том числе и в инициативах ПА. Он предложил этим «сообразительным» хорошенько протереть глаза, чтобы наконец увидеть, что в ПА сформировалась политическая команда, способная самостоятельно формировать политическую повестку партии».
Получается, что по состоянию на ноябрь 2012 года большой друг России Роберт Кочарян не баллотируется на пост президента и Москве придется выбирать между непредсказуемым Сержем Саргсяном и его командой, выходцем из Диаспоры, опытным дипломатом, поддерживаемым пророссийской партией - Варданом Осканяном или не иметь фаворитов в этой президентской гонке. Иными словами Кремлю следует серьезно задуматься на тем, стоит ли своими руками приводить к власти любимца Вашингтона.
Симон Караханян, политолог (Гюмри, Армения)
http://www.iarex.ru