Несколько лет жители Владивостока с интересом наблюдали, как достраивались остатки старой стены здания по улице Володарского, 13. И вот вырос еще один храм в городе – Армянская Апостольская Церковь Святого Георгия.
Остатки кирпичной кладки да уходящий вглубь фундамент – фактически все, что сохранилось от армянской церкви, построенной во Владивостоке в начале прошлого века. Здание считалось памятником архитектуры, поэтому, когда в 2000 году на отвоеванной земле начали возводить новый храм, старую стену оставили в неприкосновенности. Сегодня это уже действующая церковь Сурб Геворга (Святого Георгия). Ашот Казарян – ее настоятель. В помощниках у него только дьякон. Потому и приходится ему совмещать сразу несколько церковных обязанностей. Вот так отец Ашот созывает на утреннюю литургию своих прихожан. Сейчас не время для колокольного звона. Отец Ашот разбудил колокола по нашей просьбе, чтобы показать особенности их звучания. Церковь расположена вдали от пешеходных дорог, поэтому любопытствующие сюда почти не заглядывают. На службу, которая проходит по воскресеньям, собираются православные армяне со всего края, приезжают из Уссурийска, Находки, Артема. В праздники бывает человек 200. В понедельник в храме было безлюдно.
Отец Ашот, настоятель церкви Сурб Геворг: "Во всех армянских церквях, в ее восточной части каменный алтарь с иконой Богородицы. У нас нет иконостаса, и не бывает много икон. Как я понимаю, в армянской церкви все сфокусировано на человеке, чтобы он мог войти и молиться, найти в себе Бога, в мыслях собраться и вести разговор с Богом".
Во Владивостокской армянской церкви несколько икон, рассказывающих о земной жизни Богоматери и сына ее Христа, отмечен и армянский царь Трдат, который первым среди правителей других стран провозгласил христианство государственной религией. Было это уже в 301 году. Армянская иконописная школа, имея много общего с византийской, отличается яркостью, солнечностью красок.
Каменный крест – место молитв прихожан - привезен из Армении. Он стоит на территории многих храмов, но ни один из них в рисунке не повторяет другой. Армянская церковь имеет и свои многовековые архитектурные традиции: ее купола имеют конусообразную форму.
Ашот Казарян – потомственный священник, родился в духовном центре армянской Апостольской церкви в городе Эчмиадзине. Здесь закончил духовную семинарию, работал в Нагорном Карабахе. По благословению Католикоса всех армян и Патриарха Всея Руси Алексия Второго поступил в аспирантуру Московской духовной Академии. Служил в Москве. Во Владивостоке - уже три года. Мечтает при помощи армянской диаспоры открыть воскресную школу при церкви и создать национальный культурный центр. Судя по макету, осталось совсем немного. Есть главный обнадеживающий фактор: прихожане церкви Сурб Геворга уже понимают, о чем говорит отец Ашот, хотя служба идет на древнеармянском.
Приморское Телевидение и Радио