Появление четыре года назад на наших экранах детского юмористического киножурнала "Гжук" стало в определенном смысле явлением сенсационным. Во-первых, обделенный детской продукцией армянский кинематограф наконец-то обрел нечто стоящее, достойное занять солидную нишу в сфере кино для детей и юношества. Во-вторых, с первых сюжетов было ясно - "Гжук" имеет место быть сегодня, завтра и после. Это киножурнал с явным продолжением. В третьих, – впервые за энное количество лет армянское детское кино собрало и продолжает собирать полные залы, а "Гжук" не намерен конкурировать с наличествующими в отечественном прокате голливудскими киношками про звездные войны и монстров именно ввиду своей завышенной (эстетической, этической и профессиональной) планки.
ПРЕМЬЕРА ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА "ГЖУКА" В СТОЛИЧНОМ КИНОТЕАТРЕ "МОСКВА" вновь прошла при полном аншлаге. Детишки, совсем малые и постарше, сидели по двое-трое в одном кресле, но кажущаяся на первый взгляд стесненность вовсе не мешала ребятне завороженно следить за героями "Гжука" и их живыми, реальными историями – смешными и увлекательными, мудрыми и ненавязчиво поучительными. К экрану было приковано внимание взрослых - родителей, бабушек и дедушек. Надо отдать должное создателям киножурнала – сценаристам, режиссерам и художественному руководителю проекта Армену Ватьяну, благодаря преданности идее киножурнала которых каждый новый выпуск "Гжука" становится качественнее, продуманнее и смешнее предыдущих. Чем живет киножурнал? Об этом рассказывает Армен ВАТЬЯН.
- За 4 года работы над "Гжуком" мы сняли 17 блоков по три выпуска каждый. Сейчас работаем над очередными сюжетами. За годы выхода на экран первого выпуска киножурнал "Гжук" претерпел явные изменения. Большинство начальных сюжетов удачно прошли проверку зрителем, хотя некоторые из дебютных фильмов, на мой взгляд, все же не удались. Но мы учились на собственных ошибках и сегодня стараемся выдавать максимально качественную продукцию с досконально проработанным материалом, множеством оригинальных режиссерских находок и эпизодов, на которых строятся и юмор, и идея.
- Можно ли сказать, что над "Гжуком" работает слаженная команда?
- У нас уже сформировался режиссерский костяк из профессионалов, которые серьезно относятся к "Гжуку", любят детское творчество и детей. Режиссеры, которым вначале казалось, что снимать детское кино – это проще простого, покинули наши ряды буквально после одного-двух сюжетов. Вместо них остались люди, для которых "Гжук" стал частью их жизни. Это актер и режиссер Драматического театра Армен Барсегян, режиссеры Арен Ватьян и Арсен Аракелян, которые с нами с первого дня, Ваан Степанян из "Парадиза", специализирующийся, скажем так, на костюмных и зрелищных фильмах, актер, писатель и журналист Рубен Пашинян. Хорошо работает в комедийном жанре и известная актриса Лала Мнацаканян, временно отошедшая от "Гжука". Все они преданно служат киножурналу, работают над сюжетами от души и погрузившись в нюансы жанра, что и позволяет им совершенствовать свой профессионализм. Помимо постоянных режиссеров "Гжук" обзавелся и своими "звездами", это дети, часто снимающиеся у нас и обладающие органикой в крови. Иное дело – сценаристы, потребность в которых мы постоянно ощущаем.
- Насколько я помню, на заре зарождения киножурнала к вам хлынул поток сценариев…
- Многие из них были слабыми, некоторые представляли собой переводы на армянский язык с русского "Ералаша" или переложения бытовых анекдотов отнюдь не высокого уровня. Приходилось либо отсеивать, либо отбирать из них наиболее удачный сценарий и перерабатывать в соответствии с нашими подходами и требованиями. Со временем ситуация относительно исправилась, но сценарный голод, а точнее, голод идей в "Гжуке" все же есть. К примеру, "Ералаш" существует уже 35 лет, его создатели пересняли про детей все, что возможно, а сегодня зачастую снимают свои же старые сюжеты на новый лад, т.е. создают этакие ремиксы. Нам сложнее – мы стараемся идти своим путем, вносить в сюжеты национальный колорит, что нелегко. У нас пишут и режиссеры, есть и свой круг постоянных авторов. Мы также подумывали создать "актив "Гжука" из детей 12-17 лет, могущих потенциально войти в число создателей киножурнала. Однако для работы с подростками нужно отдельное помещение, мы же сегодня не имеем помещения даже для кастинга актеров. Тем не менее "Гжук" продолжает жить и всегда открыт для хороших и интересных сценарных идей.
- Где можно посмотреть "Гжук", помимо премьерных показов с большого экрана?
- Теоретически предполагается, что есть трансляция по общественному телеканалу А1 в воскресные дни. Насколько она действует на практике – трудно сказать, хотя между руководством А1 и Национального киноцентра Армении, которому принадлежат права на "Гжук", есть договоренность на этот счет. К нам нередко обращаются представители Спюрка с просьбой показать "Гжук" детям армянских общин зарубежья. В этом есть разумное зерно: они почувствуют общность с детьми исторической родины, увидят и поймут, как живут мальчики и девочки в Армении, воспитают в себе в некоторой степени чувство патриотизма, услышат армянскую речь. К сожалению, показом "Гжука" за пределами Армении мы особо не занимались. Был показ для детей армянской воскресной школы в Москве при Посольстве РА в РФ, где "Гжуку" был оказан блестящий прием: аудитория в возрасте от 8 до 16 лет безудержно хохотала. И хотя показ проходил в армянской школе, учительнице пришлось на протяжении всего сеанса стоять рядом с экраном и синхронно переводить тексты сюжетов на русский язык - наши московские дети не знают родного языка.
- Где можно купить диски с записью "Гжука"?
- Этот вопрос также пока не решен. Повторюсь, права на киножурнал принадлежат Национальному киноцентру Армении, посему и право тиражировать, и распространять эту продукцию остается за этой организацией. Я же со своей стороны могу сказать следующее: "Гжук" сегодня то единственное в нашей стране, что пока не продается (смеется).
- "Гжук" стал пионером независимого армянского детско-юношеского кино. Нет ли планов снять полнометражный фильм для детей и юношества?
- Детско-юношеское кино в Армении практически не снимали и в советское время, когда действовала соответствующая государственная политика в деле воспитания подрастающего поколения, детские фильмы планировались в обязательном порядке и финансово поддерживались. Вероятно, в среде наших режиссеров зазорно снимать детское кино: многие сегодня считают, что это не фестивальная продукция, на ней не заработаешь и т.д. На самом деле практика жизни показывает, что это не так. Даже в Армении уже проводится фестиваль детско-юношеских фильмов. Просто детское кино снимать сложнее – тут не спрячешься за формой. Да и в подобную продукцию никто не хочет вкладывать денег. Тем не менее мы задумались и над этим, у меня уже готов сценарий детского фильма, есть и другой сценарий картины для детей и юношества. Нужно лишь найти инвестора. Чтобы фильм дошел до зрителя, он должен пройти через энное количество барьеров. И на всех этапах мы сталкиваемся с полным равнодушием. Нам, конечно, всячески помогает директор Национального киноцентра Геворк Геворкян, но, к сожалению, в последнее время и он принялся сокращать наши сюжеты. Если так будет продолжаться, то придется вести детей на митинги, как это у нас принято. Я очень надеюсь, что когда нынешнее поколение детей - актеров и зрителей "Гжука - вырастет, то обязательно изменит ситуацию.
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"