В 34-летней истории независимой Армении было всё — и политические убийства, и политические преследования, и 27 октября, и 1 марта. Всем этим трагическим событиям, кстати, не была дана ни политическая, ни правовая оценка.
Но то, что делает нынешняя власть, несопоставимо ни с одним периодом истории Армении. Никогда в истории Третьей республики по сфабрикованным, выдуманным, абсурдным обвинениям не лишались свободы четыре епископа Армянской Апостольской Церкви. Никогда представители высшей власти публично не позволяли себе непристойных высказываний в адрес Католикоса и других священнослужителей. Никогда суд не рассматривал кадровые назначения Католикоса. Никогда в парламенте силовые структуры не осуществляли карательные действия против журналистов, причём с определённой регулярностью. Не буду продолжать.
Почему власти удалось установить в нашей стране жёсткий авторитарный режим и при этом продолжать считаться «бастионом демократии»? О европейских структурах и финансируемых ими армянских общественных организациях говорилось уже немало.
Достаточно сравнить, как эти общественные организации затрагивали голодовки Артура Саргсяна (с глубочайшим уважением к «несущему хлеб» — Հաց բերող) и Нарека Самсоняна. Некое исключение сегодня составляют журналистские общественные организации, которые, например, обращают внимание на происходящий в Национальном собрании «беспредел».
Однако, полагаю, ошибочно обвинять только, по формулировке Пашиняна, «евролапухов» и их общественные организации — это не даёт целостной картины. Если подойти к проблеме шире, можно увидеть, что демократия в целом почти исчезла из армянской политической и общественной повестки — в отличие от 1990-х годов. Согласно социологическим опросам, демократия вовсе не является приоритетом для наших граждан и существенно уступает вопросам безопасности и материального благополучия. Независимо от взглядов, большинство наших граждан мечтает о «патриотичном», «думающем о народе» (то есть хорошо кормящем народ) лидере. Просто для сторонников Пашиняна таким лидером является нынешний премьер-министр, а для его противников — нет. При этом последние обычно добавляют: «но мы никого не видим в роли такого лидера».
Политические силы, особенно накануне выборов, как правило, не хотят «ориентировать» своих избирателей на демократию, на демократическую систему. Вероятно, считают, что «время для этого ещё не пришло».
Арам АБРАМЯН, aravot.am