Конечно, мы стали жертвой очень крупной геополитической игры, и фактор внешнего воздействия, очевидно, был в нашей трагедии решающим. Возможно (хотя и маловероятно), когда-нибудь историки обнародуют список всех «дружественных» нам стран с реестром совершенных ими преступлений против армянской государственности. Но нельзя не сказать и о нас самих, любимых.
Атрофия идентичности
Идентичность – это те кондиции, верность которым не вызывает сомнений. Несомненно, какое-то ощущение идентичности есть даже у простейших – это необходимо для элементарного выживания и воспроизводства. У более высокоорганизованных существ осознание идентичности проявляется через инстинкты, запрограммированное поведение. Отказ от природной идентичности в животном мире немыслим. Если такое вдруг случается (например, вследствие психического заболевания), то это неизбежно приводит к гибели данной особи. И только человек имеет возможность идентифицировать себя самостоятельно. Конечно, решающее значение для самосознания личности имеют место рождения, воспитание, обучение и т. д., то есть опять же привходящие факторы, но современный человек при всех довлеющих над ним отмеченных обстоятельствах имеет возможность самостоятельно определить, к какой общности он желает себя причислить. И потому изначальная дефиниция относительно идентичности (неколебимая верность кондициям) для человека теряет свою непреложность, императивность. Он получает право выбора. Например, смена гражданства – это юридическое оформление новой идентичности. Другим примером произвольного выбора идентичности является смена пола, которая становится вполне обычным делом в современном мире.
С учетом изложенного перейдем сразу к сути вопроса – что такое армянин, какова его идентичность? Каждый ли рожденный в армянской семье индивид должен называться армянином, хочет называться армянином, имеет право называться армянином? Эти вопросы приобрели особую актуальность и остроту на фоне происходящих в нашей маленькой стране трагических процессов. С кем хочет идентифицировать себя каждый из нас – с Тиграном Великим, Месропом Маштоцем, Комитасом, Нжде, Арамом Манукяном, Робертом Кочаряном, или же с той субстанцией, что внедрена в руководство нашей страны заклятыми врагами Армении? Водораздел сегодня проходит именно по этой линии.
Когда я думаю, откуда этот … (оставляю место свободным, чтобы каждый мог выбрать нужное определение по собственному восприятию) насобирал для ближайших своих блиндажей такое количество себе подобных существ, я вспоминаю известную поговорку, что каждый народ имеет право на свои экскременты. Но в таком количестве!? Такой, извините, позорной консистенции! А что говорить о тех тысячах, которые и после всего произошедшего все еще орут самозабвенно «Варчапет!!!». Для которых Шуши – азербайджанский город, так называемая «бархатная» псевдореволюция дороже национально-освободительной борьбы, а гибель тысяч и тысяч детей и их матерей приветствуется во имя сохранения в родной стране чужеземного по своей сути режима. Как их назвать? Это – армяне? Мои соотечественники?
В склизкой этой массе самое острое неприятие вызывают не те «неграмотные Погосы», которые по дикой дремучести своей, возможно, уверовали в нового «освободителя» как в Иисуса Христа, и искренне боготворят проходимца, подсознательно видя в нем самих себя – это своеобразное проявление их ничтожного альтер-эго. Нищие духом, они запросто прощают тех, кто предал и продал их Родину, но никак не могут примириться с теми, кто добился успеха в этой жизни – защитил и обустроил нашу землю, и при этом, естественно, сам не остался прозябать в нищете и серости. Вот последнего они никак не могут проглотить. Успех других более всего и ранит, озлобляет их ущербные души. Жалкие люди, что и говорить!
Но наибольшее отвращение, на самом деле, вызывают те вполне себе образованные люди, которые, явно испытывая какое-то мазохистское удовольствие, самозабвенно вливаются в поток этих самых Погосов, повторяя вслед за ними замшелые мантры, в которые явно уже и сами не верят: КОРРУПЦИЯ, ВОРОВСТВО, МИЛЛИАРДЫ, ДВОРЦЫ! Если бы мне не было противно даже стоять рядом с такими людьми, я бы спросил у них, а могут ли они привести хоть один реальный аргумент, одну, хоть малейшую пользу, которую принес сам «спаситель» армянскому народу?
Ересь, которую несут, так сказать, апологеты этого самого «варчапета», не оставляет места для иного вывода, кроме предположения об умственной неполноценности данного контингента. Анализ их поведения в качестве разумных существ, очевидно, теряет всякий смысл, я, честно говоря, думаю, что в научном плане их следует рассматривать уже, как подопытных мышей, или амеб, но никак не в качестве высокоорганизованных животных. Если прежде еще можно было говорить о разных взглядах, разных подходах, то нынче можно говорить только о разных типажах, разного качества людях.
Русский философ Николай Александрович Бердяев в свое время высказал примечательную мысль: «Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что всё мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках и буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя». Осмелюсь к словам классика добавить – «или недоумка». Маниакальные идеи, на самом деле, есть самое ужасное явление в нашей жизни. Они непробиваемы. Ты кладешь перед ним факты, анализы, заключения экспертов, таблицу умножения – все проходит мимо. Глаза стеклянные, слова стандартные вне зависимости от темы, контекста; действия предопределены.
Когда вылупляются утята, они признают своей матерью первый же движущийся в их поле зрения предмет и неизменно следуют за ним – пусть это будет даже половая швабра. Данное явление в науке называется импринтинг – особый природный инстинкт. Нечто подобное происходит нынче со знакомым нам контингентом, особенно, с теми, что плотно (очень плотно) сидят в доме правительства и в национальном собрании. Вылупились, и зомбированно идут за своей шваброй. Шаг влево, шаг вправо – расстрел, почти буквально. Напоминают эти «птенчики» также маленьких попугайчиков – что те умеют? Кричать. Это все. А депутаты-рюкзаки – что умеют они? Единогласно голосовать. Поднимать лапки кверху. Все!
Но при всех обстоятельствах это, все же, люди, в головах хотя бы некоторых из них определенно есть несколько дополнительных ганглий помимо тех, что обслуживают жрачку и случку, они должны хотя бы смутно догадываться, что стоят очень далеко от светлой стороны истории. Так в чем же дело, почему мы не видим массового исхода из этой, так сказать, «фракции»? Ответ прост, как мычание коровы: как и во всякой банде, где принято для установления твердой взаимозависимости повязать всех членов кровью, так и здесь вся эта «фракция» замешана в столь многих коллективных преступлениях, что единственное для них спасение от неминуемого сурового наказания – это железная поддержка друг друга во имя сохранения собственной власти, пусть даже ценой потери Родины (хотя о какой Родине у
этих может идти речь!). Ну, и конечно, доминирующее животное желание продлить хотя бы на час, на секунды наслаждение от статуса, который обеспечивает им те самые вожделенные жрачку и случку. В итоге мы реально стоим перед четкой альтернативой: сохранится либо Армения, либо эта банда. Это должен осознавать каждый. И соответственно действовать.
Фундаментальный анализ причин, по которым мы «дошли до жизни такой» потребует много времени и усилий академических исследователей, но предварительно я позволю себе сказать насколько слов по этому поводу.
Конечно, мы стали жертвой очень крупной геополитической игры, и фактор внешнего воздействия, очевидно, был в нашей трагедии решающим. Возможно (хотя и маловероятно), когда-нибудь историки обнародуют список всех «дружественных» нам стран с реестром совершенных ими преступлений против армянской государственности. Но нельзя не сказать и о нас самих, любимых. Засим зарубим на будущее у себя на носу:
Власть никогда и нигде не бывает идеальной; проблемы – большие и маленькие – есть везде. Умение жить с проблемами, бороться с ними без разрушения государства – это свойства здоровой нации. Народ, который никак не в состоянии найти формулу сосуществования с собственной властью, в итоге бывает вынужден примиряться с властью чужеземцев. Что и происходит с нами перманентно. Вот, как сейчас. Не следует заблуждаться насчет природы власти в сегодняшней Армении. Вряд ли у нас в стране найдется более или менее адекватный человек, который не понимает,
кто рулит сегодня в Армении. Можно, конечно, сказать, что армяне генетически не выносят всякую несправедливость и успокаиваются только, когда их подавляют жестокой силой, чего никогда не в состоянии сделать собственная власть. Но это, как гласит армянская поговорка, утешение для обделанного сердца (քաք սրտին մխիթարանք). Доколе мы будем объектом этой поговорки? Избавимся ли мы когда-нибудь от проклятия персидского царя Дария, постулировавшего, что армян невозможно победить, но можно разделить? Научимся мы когда-нибудь думать головой, а не следовать эмоциональным позывам сердца? Необходимо осознавать простую истину, что патриотизм – это опосредованный инстинкт самосохранения. Чтобы противостоять многочисленным вызовам, угрожающим самому существованию народа (а значит, и личности), необходимо всячески укреплять в себе и в обществе то самое ощущение идентичности, о котором говорилось в начале статьи. Между тем, как это ни прискорбно, у значительной части нашего населения происходит очевидная атрофия идентичности. Полное равнодушие к судьбе собственной страны – самый яркий признак этой атрофии. «Молчанием продается Бог» – это сказал священник из Белоруссии, страны, ситуация в которой имеет определенное сходство с тем, что происходит у нас. Молчанием мы движемся к обнулению идентичности. Соответственно – и личности. Отказываясь от присужденной природой идентичности, никогда не приобретаешь иную идентичность – ты просто становишься манкуртом – безродным, бесполезным. Жалкая участь предателей тому подтверждение. Трагедия в том, что многие из нас вступили на этот самый молчаливый путь, который однозначно приведет к фактической потере идентичности – кто находится в самом начале этого пути, кто в середине, а кто уже и переступил последнюю черту.
Эти недоумки-прихлебатели-предатели заставили и меня в конце концов усомниться в своей твердой приверженности собственной идентичности: если армяне – вот
это, позорно ведь причислять себя к той же общности. Надеюсь, однако, – нет, уверен: все-таки армяне не это, нет, не это. Но данный постулат необходимо доказывать ежедневно, ежечасно – всем и каждому. Доказывайте, соотечественники! Доказывайте. И я тоже. Me – too! Это – формула.
Григор Апоян