Вообще нужно сказать, что мы сейчас очень интересно живем. Очень интересно существуем. Слегка подспудно, но увлекательно. Ни черта постороннему не понять. Так полный сил молодой ученый бегает по поверхности, по корке застывшей лавы, и кажется она ему холодной и неподвижной. Ой, не бегай, кандидат! Ибо под безобидной, на первый взгляд, коркой может оказаться такое!
ПОД ХОЛОДНОЙ И НЕПОДВИЖНОЙ КОРКОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ и апатии общества сегодня скрывается кипящая лава, противостоять которой невозможно, и об этом, наряду с другими важнейшими темами, говорил второй президент республики Роберт Кочарян 29 июля в интервью трем армянским телеканалам.
Когда речь заходит о так называемых цветных революциях, часто говорят: грузинский вариант, украинский вариант, армянский вариант… Но в основе всех перечисленных лежит вариант из "Королей и капусты", старый, добрый, широко известный, еще О.Генри описанный, практикуемый уже несколько десятилетий: переупаковка правящих элит под давлением улицы и из соответствующих зарубежных центров одновременно.
Именно по этому сценарию развивались у нас события два года назад, в результате чего власть перешла к новой элите. Про последнюю следует уточнить отдельно. Раньше, при прежней "преступной" власти, элитой у нас были коррупционеры, воры и казнокрады. Теперь к власти пришли наконец поистине святые: племянники, свояки и двоюродные братья Пашиняна, друзья его юности и зрелости, товарищи по политическому кооперативу, единомышленники, с которыми он годами пытался разрушить нашу государственность. Все они поделили промеж себя места у кормушки и все, что лежало плохо или просто неправильно. Сегодняшняя элита почти в полном составе расположилась в диапазоне от клоунов до дебилов и наслаждается жизнью.
А под холодной и неподвижной, на первый взгляд, коркой лавы идут совершенно другие процессы.
Новелла Гофмана "Крошка Цахес" о внезапной слепоте, заставившей жителей некоего города считать злобного карлика прекрасным юношей, у нас уже не актуальна. Крошка Цахес обманул приведших его к власти и не выполнил ни одного из своих обещаний. Об этом, кстати, весьма обоснованно, убедительно, с фактами говорил в своем интервью второй президент Роберт Кочарян. А люди, какой бы нации и культуры они ни были, терпеть не могут, когда их держат за идиотов. Тем более, если они не только обмануты, но и стали жить заметно хуже, чем при прежней власти.
Если Пашиняну казалось, что, поставив руководить собой уличных активистов, гордые граждане до скончания века будут покорно ждать, когда у них под окнами обнаружатся голландские коровы и английский газон, то он сильно ошибался. И вовсе не случайно Роберт Кочарян напомнил об украинском опыте, когда власть три раза менялась под давлением майдана. Согласны мы со вторым президентом и в том, что концепция "консенсус минус один" уже стала действительностью.
Сегодня в политическом поле стихийно сложился широчайший синдикат недовольных, объединяющий самых разнообразных лиц и направлений. Это означает, что режим Пашиняна достал решительно всех, и только суперзлодей может породить направленную против себя столь разношерстную коалицию. Правда, такая разношерстность способна и породить вопрос: "Избавиться как можно скорее от режима Пашиняна, конечно, необходимо, но что дальше?" На это можно ответить, что главное – избавиться от Пашиняна, а разногласия оставим на период после падения этого режима. Падет произвол, будут выборы, и народ сам разберется, что к чему.
А то, что "кипящая лава" может избавиться от правящего сегодня режима очень быстро, сомневаться не приходится. И дело здесь не только в уже истощившемся терпении граждан и консолидации политического поля. Есть еще один нюанс, на который никто не обращает внимания.
СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВЫ, АДАПТИВНЫ и жизнеспособны только тогда, когда нет слишком жестких связей между элементами. Иначе дефект в одном элементе сразу порождает дефекты в других, и система разрушается. Возьмем человеческий организм. Если заболела почка, это совершенно не значит, что у вас вслед за этим заболеет печень, сердце, легкие и т.д. Если, конечно, вы не запустите организм. Потому что даже в таком, вроде бы целостном организме, как человеческое тело, органы достаточно автономны. А вот короткое замыкание у робота может породить цепочку замыканий во всем агрегате.
Режим Пашиняна – это робот, части которого жестко связаны между собой и нежизнеспособны в отдельности. Любое короткое замыкание неизбежно приведет к выходу из строя всего агрегата.
Как будут дальше развиваться события? Нужно ли дожидаться очередных выборов или "кипящая лава" найдет для себя выход до этого? Второй президент Роберт Кочарян считает, что возможны оба сценария. Однако на наш взгляд, у Армении нет таких ресурсов, чтобы существовать при этом режиме еще три года. Ведь за это время могут произойти необратимые процессы вокруг Арцаха, полностью оказаться разрушенной образовательная система, нанесен непоправимый вред нашим национальным ценностям, приняты законы, ставящие окончательный крест на демократии и правах человека и т.д. Много чего катастрофического может произойти за три года.
Так что, может, попросить Пашиняна уйти, не дожидаясь выборов? Раздать им всем по мигалке и запереть скопом в правительственных дачах – пускай ездят туда-сюда, главное, чтобы ничем не руководили. Может, скинемся им всем на отступное, граждане?
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"