25 декабря - день рождения выдающегося талышского ученого и общественно-политического деятеля, одного из основателей и лидеров Талышского национального движения Фахраддина Абосзода. В свой 63 день рождения Фахраддин Абосзода находится в тюрьме СГБ Азербайджана по ложному обвинению в разжигании национальной розни, действий, направленных на нарушение территориальной целостности Азербайджана, измене родине и т.д. Абосзода был похищен спецслужбами Азербайджана из Москвы 27 февраля 2019 года.
Сейчас он предстал перед лживым судом, который проходит закрыто, без допуска журналистов, без нормального адвоката; к Абосзода никого не допускают, он находится в полной изоляции. Мы обратились к директору Института востоковедения Российско-Армянского университета профессору Гарнику Асатряну для обсуждения ситуации вокруг Абосзода.
.
- Уже почти полтора года Абосзода находится в заключении – полгода в Москве и около года в Баку. Известно ли что-то о следствии, о суде? Как смотрят на процесс по делу Абосзода международные организации по защите прав человека и правозащитные организации в самом Азербайджане?
- Судя по тому, что суд закрытый, уже очевидно, что, фактически, состава преступления нет, а дело является сфабрикованным. Ведь смешно обвинять историка, философа и теоретика-этнолога в том, что он ратует за сохранение культуры и языка родного народа, за создание культурного пространства для жизни своего этноса. Измена родине, как юридическая формулировка, может вменяться в вину, когда, во-первых, есть Родина и, во-вторых, когда человек, посвященный в тайны безопасности Родины, разглашает эти тайны или передает их третьей стороне. Азербайджан для Фахраддина Абосзода - не Родина. Его Родина – Талышистан, земля, на которой компактно проживает талышский народ и которая, в силу превратности исторической судьбы, сегодня находится в составе псевдогосударственного образования Азербайджан. И - самое главное – даже допуская формально, что Азербайджан – родина для Абосзода, какими такими страшными государственными тайнами должен обладать человек, десятилетиями живший на чужбине и не только не имевший отношения к официальным структурам Азербайджана, но и подчеркнуто избегавший встреч с кем-либо из официальных лиц этого государства – будь то посольский сотрудник или работник иного госведомства? Что же касается подстрекательства или разжигания межнациональной розни, то в деле в качестве основы для обвинения представлены действия и публикации Фахраддина Абосзода по пропаганде культуры талышского народа. Это, видимо, и рассматривается как призывы к национальной вражде и нарушению территориальной целостности Азербайджана. Нелепость происходящего очевидна, и поэтому судебный процесс проходит закрыто, по сути, происходит лживое судилище над выдающимся ученым, мыслителем, достойным сыном своего народа.
А самое интересное в происходящем – то, что ни одна правозащитная организация, ни один поборник прав человека в Азербайджане ни разу не выступили в защиту невиновного человека, предательски брошенного в застенки столь ненавистного им всем алиевского режима. Они готовы защищать всех и вся, использую любую удобную возможность для дискредитации власти в Азербайджане, но только не самый вопиющий из случаев – дело Фахраддина Абосзода.
- А чем, на Ваш взгляд, объясняется то, что aзербайджанские правозащитники игнорируют такой удобный шанс для критики режима Алиева, ведь факт политического преследования абсолютно невиновного человека налицо?
- Ответ однозначный. Потому, что Фахраддин Абосзода - талыш, а не азербайджанец. В атмосфере, созданной сегодня в Азербайджане, все, что выходит за рамки очерченных границ официального мировоззрения, для всех, включая так называемых правозащитников, является в равной степени предосудительным. Как говорил сам Фахраддин, эти «правозащитники-демократы» намного хуже алиевских опричников. «Не дай Бог, если они придут к власти – они просто уничтожат нас. Алиев хоть имитирует следование каким-то нормам, а те, уже облаченные псевдодемократическими лозунгами и имея поддержку Запада, несомненно, покончат с коренными народами Азербайджанской республики. Эти псевдоправозащитники и псевдодемократы похожи на младотурок, которые, придя к власти, решили Армянский вопрос путем физического уничтожения целого народа. Тогда их все, в том числе и сами армянские политические круги, тоже считали демократами, а султана - извергом. В результате, новоявленные «демократы» вышли ничуть не меньшими извергами, сотворив ужасающие деяния», – подчеркивал Абосзода. Я полностью согласен c Фахраддином и не вижу ничего удивительного в том, что лицемерные азербайджанские правозащитники не только не сказали ни слова в его защиту, но и при любом удобном случае поддерживают обвинение. Кстати, также поступают некоторые так называемые талышские деятели, которые с утра до ночи, в пределах дозволенного, клеймят Алиева, но никогда не упоминают Фахраддина Абосзода. В чем причина столь ненормального поведения? Я думаю, не трудно догадаться: лично мне вполне ясно, из чьих рук питаются эти люди и кому они служат, кем инициированы их псевдооппозиционные действия. Это еще раз доказывает, что в среде политиммигрантов из Азербайджана и разного рода «оппозиционеров» полно алиевской агентуры, призванной отслеживать и сдавать режиму истинных борцов. Это касается, увы, и талышского поля. Есть ведь очевидные вещи. Посмотрите, как активно выступает в поддержку Абосзода другой подлинный лидер талышского народа, сам прошедший бакинские застенки – Алакрам Гумбатов. И как подчеркнуто обходят вопрос Фахраддина группа пустозвонов, обсуждающих проблемы автохтонов без упоминания самой драматичной и знаковой фигуры в этом поле. Между тем, нет сегодня более актуальной задачи для Талышского движения, чем вопрос Абосзода – без него, без упоминания о нем любое выступление против Азербайджана может быть только фейковым, контролируемым из Баку.
- Неужели, Гарник Серобович, все азербайджанские правозащитники настолько пропитаны официозной идеологией, что ведут себя столь безнравственно по отношению к Абосзода, не реагируя даже на гуманитарном уровне? В конце концов, они же не могут не знать, что Фахраддин Абосзода, так или иначе, был в оппозиции к режиму, к которому они и сами не питают добрых чувств? Кроме того, среди них есть и те, кто и сам побывал в тюрьме.
- Видите ли, многим из числа интеллигентствующих «деятелей» свойственна элементарная зависть. Ученого-мыслителя калибра Фахраддина Абосзода в Азербайджане, в том числе во всей Академии наук этой республики, кишащей провинциальными муаллимами, днем с огнем не сыщешь. Кто эти правозашитники – «демократы-диссиденты»? По большей части, это люди, с одной стороны, толком даже не знающие азербайджанского языка, позиционирующие себя как «просвещенные русофоны» (порой очень умиляющие некоторых представителей российской интеллигенции, посещающей Азербайджан), с другой же - одновременно охаивающие все русское и разглагольствующие о тюркском начале всего и вся. Это именно та категория недовольных своим положением «демократов» с латентным комплексом неполноценности, которая люто ненавидят русских, иранцев и армян, подсознательно признавая их культурно-историческое превосходство, которая считает быдлом свой собственный народ, стараясь подогнать собственную жизнь под западный стандарт, и которая готова списать все беды на коренные народы страны, прежде всего на талышей, интеллектуальные и прочие способности которых общеизвестны. Я в молодые годы много общался с азербайджанцами. Простые парни и девушки, выходцы непосредственно из народа, почти всегда были цельными личностями. С ними можно было дружить, дискутировать, спорить, но русскоязычные «интеллигентики», которые ни слова не понимали по-азербайджански, были просто невыносимы, нетерпимы ко всему и в итоге оборачивались жуткими националистами в вопросах соседних народов и людьми «с открытым сознанием» в отношениях с Западом. Эта категория людей, всегда живших в иллюзорном мире «тюркского начала» всего человечества, хотя на самом деле ничего тюркского в них как раз и не было. Поверхностное знание, почерпнутое из несистемного чтения пседвонаучной литературы, укоренило в них совершенно необоснованную завышенную самооценку. Они перемежали слащавую речь терминами, порой не понимая их значения. Зная настоящий тюркский мир, я по сей день поражаюсь, с какой агрессивной готовностью весьма далекое от тюркскости азербайджанское общество с искусственно османизированным сознанием, стремится профанировать само понятие тюркского мира, имеющее глубокие исторические корни. Одним словом, ждать поддержки в деле Фахраддина от этой братии не приходится. Более того, дай им волю, они уничтожат его, не дожидаясь суда. Они решают свои задачи – ловят свою рыбу в мутной воде сегодняшнего азербайджанского социума.
- А что Вы скажете об Эльвине Исаеве, которого азербайджанская СГБ недавно похитила из Киева?
- По правде говоря, этого человека я не знаю. Мне известно лишь, что он - талыш из деревни Кулатон района Масалон. Жители этого поселения традиционно считаются людьми консервативными, ревностными приверженцами национальных устоев. Говорят на родном, талышском языке, который стараются передать своим детям и внукам. Но сам Эльвин выступает исключительно как азербайджанец и даже призывал силой решить Арцахский вопрос в пользу Азербайджана. Некоторые утверждают, что Алиев мстит ему за то, что тот, якобы, позволил себе оскорбительные выпады в адрес его супруги – Мехрибан. Это, конечно, звучит нелепо. Более вероятно, на мой взгляд, что преследование Исаева нацелено, прежде всего, на создание отвлекающего от дела Фахраддина политического фона. Это, кстати, азербайджанским властям частично уже удалось: те самые талыши, о которых я говорил, бросились толпой на защиту Исаева – в общем-то неоднозначной фигуры, простого азербайджанского блогера, – охотно предавая забвению своего великого соотечественника, без остатка посвятившего свою жизнь родному народу. Одним словом, ажиотаж вокруг дела Исаева, также являющегося, безусловно, примером азербайджанского беспредела, – все же в большей степени искусственно созданная завеса над делом Фахраддина Абосзода! Не сомневаюсь, его отпустят после того, как закончится суд над Фахраддином.
- Как, на Ваш взгляд, отразится дело Фахраддина Абосзода на Талышском движении?
- Оно, по сути, уже стало замечательным маркером, продемонстрировав, кто есть кто. Весь талышский народ, за исключением упомянутых «крикунов», внимательно следит за процессом. Сегодня Фахраддин в сердцах и думах любого честного талыша. Не обращайте внимания на наличие или отсутствие «лайков» под публикациями о Фахраддине в соцсетях. Все это очень эфемерно. На самом деле, душа горит у каждого патриота-талыша, поверьте мне! Более того, я вижу новый подъем духа в среде талышской молодежи. Разве можно было еще недавно представить, чтобы перед зданием суда, во время каждого заседания, собиралось все больше и больше талышей. Это не пикет в Амстердаме и не растяжка плаката в Санкт-Петербурге. Это талышская молодежь прямо в центре Баку – в сердце одного из самых деспотичных государств – демонстрирует солидарность со своим лидером и полное небрежение угрозам со стороны алиевской власти.
Не сомневаюсь, азербайджанские власти уже осознают, что совершили роковую ошибку, выкрав Фахраддина из России. Они лишь увеличили его и без того огромную харизму, придав ему ореол мученика. Заключение лидера стало новой точкой сборки в Талышском движении, отсчетом его нового этапа.
Еще раз хочу повторить: сегодня в Талышском национальном движении есть один вопрос, одна задача, оттеняющая все остальные – защита Фахраддина Абосзода от произвола властей и, конечно, достижение его освобождения. Фахраддин Абосзода сегодня, хочешь не хочешь, стал символом Талышистана, его прошлого, настоящего и будущего. Он - средоточие всех чаяний талышского народа, кремень, непоколебимый борец, непокоренная вершина. Вспоминаются слова нашего великого поэта Егише Чаренца, которые он написал о себе в самый драматичный период своей жизни и которые с полным основанием можно отнести сегодня к Фахраддину Абосзода:
Ինչ ունեցել է ժողովուրդը քո,
Հնում, անցյալում լուսավոր ու վեհ
Ողջը հավաքել ու տվել է քեզ:
«Все светлое и возвышенное, что когда-либо имел твой народ, – все он вложил в тебя без остатка».
Я не сомневаюсь, Фахраддин будет на свободе. Талышский народ обязательно добьётся этого.
- Может ли что-то сделать в данном случае Армения? Можем ли мы как-то помочь этой великой личности?
- Армения обязана любыми средствами способствовать освобождению Фахраддина Абосзода из бакинской темницы. Наш долг - задействовать все свои возможности для обеспечения международной поддержки Фахраддину Абосзода.
Беседу вела Нина Добрева