Если в конфликте России с Турцией есть какой-то промыслительный смысл, то он заключается в прорыве информационной блокады всех возможных тем, связанных с самым главным направлением российской геополитики, а именно - юго-западным.
С того момента, как на месте Османской империи образовалась секулярная республика, а на месте Российской империи возник СССР, многие пытались убедить себя в том, что значимость юго-западного направления, очевидно связанная с религиозными противоречиями, ушла в прошлое, как и все, связанное с религией. Но - в полном соответствии с кризисом Модерна - коммунистическая идеология в России рухнула, а вслед за ней на глазах растворяется кемалистская идеология в Турции.
И нужно было совсем ничего не понимать ни в истории, ни в геополитике, чтобы надеяться на Турцию как надежного союзника России хоть против Запада, хоть против исламизма.
С момента захвата Константинополя Турция была неизменным врагом России, поскольку исламский халифат не может не быть врагом православного катехона. Вряд ли о таком не помнят какие-либо турецкие политики, так что Реджеп Тайип Эрдоган - лишь тот турецкий политик, который решил не просто помнить, но и действовать в соответствии с памятью. Даже если самого Эрдогана завтра не станет, неоосманизм так же будет вытеснять кемализм в Турции, как все религиозные идеологии будут вытеснять секулярные. И такова та данность, с которой придется иметь дело всем политикам по обе стороны Черного моря.
Про самого Эрдогана достаточно знать лишь то, что именно по его инициативе прежде стеснительная позиция кемалистских властей в отношении византийского наследства сменилась на горделиво-победоносную. Если кемалисты делали вид, что Византии не было, то Эрдоган фактически воспринимает ее как трофей, которым надо гордиться. Поэтому именно при нем начала реставрироваться почти разрушенная и превратившаяся в бомжатник стена Феодосия и именно при нем рядом с ней был построен музей-панорама «1453», прославляющий доблестный захват турками Константинополя, куда со всей страны автобусами свозят школьников и студентов.
А теперь вспомните, сколько наших русских граждан вообще помнят, что такое Константинополь и что произошло в 1453 году?
Так что хорошо бы ответить на вопрос: что делать? Что делать, если не иметь в виду какие-либо военные действия?
Во-первых, необходимо на государственном уровне проводить широкую и глубокую культурно-просветительскую программу в отношении истории Византии и византийского наследия, чтобы все русские люди точно знали,
какая именно страна тысячу лет находилась на месте Турции, какое она имела историческое значение и каким образом она исчезла с карты мира. Не говоря уже о том, что такое знание должно быть само собой разумеющимся - независимо от существования Турции как таковой.
Во-вторых, необходимо
жестко блокировать все турецкие культурно-просветительские программы на территории России, которые распространяют идеи пантюркизма, особенно в Татарстане, Башкирии и на Северном Кавказе.
В-третьих, необходимо
честно и ясно признать, что при всех противоречиях греки и армяне - союзники России в эгейско-черноморском регионе, что они были насильственно изгнаны из своих исконных земель в Малой Азии, что турки совершили геноцид греческого и армянского народов и что перед вызовом пантюркизма и исламизма наши интересы с Грецией и Арменией совпадают.
В-четвертых, в то же время необходимо также честно и ясно признать, что существует 45-миллионный народ курдов, не имеющий своего государства и имеющий право на его создание. Курдский фактор будет только возрастать, и тот, кто поставит на него, в недалеком будущем выиграет.
Было бы сверхнаивностью надеяться на то, что неоосманский экспансионизм Турции можно остановить какими-то экономическими санкциями и политическими переговорами. У турков есть память о трансконтинентальном халифате, мировой миссии и понимание того, что все соседние народы также хорошо помнят, как турки в свое время не успели их полностью вырезать. И почему тогда турки должны скрывать свой цинизм, если они прекрасно видят, как НАТО вопреки всем возможным условиям столь же цинично терпит членство Турции только ради того, чтобы использовать ее территорию?
Аркадий Малер, http://4pera.ru