12 июля Армянская Апостольская
Церковь отмечает Преображение Господне - один из пяти великих праздников. Когда
Спаситель с тремя апостолами - Петром, Иаковом и Иоанном - поднимался на гору Фавор,
им явились пророки Моисей и Илия. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а
Его одежды стали белее снега.
О ПРЕОБРАЖЕНИИ ХРИСТА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЕВАНГЕЛИСТЫ Матфей, (17: 1-13), Марк (9:1-12) и Лука (9:28-36). "И преобразился пред ними, и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег. И вот явились им Моисей и Илия, с ними беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил се, облако светлое осенило их; и се глас, из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса" (Мат. 17:2-8).
"Вардавар отмечается в первое воскресенье по прошествии 14 недель после Пасхи, - объясняет иерей ереванской церкви Св.Ованеса тер Шмавон ГЕВОНДЯН. - По преданию Армянской церкви, Св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря - 1-е число месяца Навасард (11 августа). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. В VI веке Католикос Мовсес II (574-604) включил праздник в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа)".
Есть две версии происхождения названия праздника - Вардавар или Вардаматн. По одной версии, оно восходит к слову "вард" (роза) и означает "осыпать розами". По другой - слово "вардавар" состоит из корней "вард (уард)" - "вода" и "вар" - "мыть, поливать", означает "опрыскивать водой", что и являет собой праздничное действо.
"В языческой Армении Вардавар отмечали как праздник любви богов Ваагна и Астхик, - рассказывает этнограф Акоп МИНАСЯН. - По преданию, в этот день прекрасная богиня любви Астхик раздавала розы и разливала розовую воду, сея семена любви. А бесстрашный драконоборец Ваагн оберегал эти семена от сил зла. Как гласит легенда, однажды услышав о том, что ее возлюбленный тяжело ранен, прекрасная Астхик побежала к нему босиком. В пути она изранила ноги шипами роз, окрасив их своей кровью. С тех пор роза в Армении считается символом любви. В былые времена праздник сопровождался танцами, играми и песнями. Одна из традиций Вардавара - влюбленные юноши запускали в небо голубей, и, если голубь делал три круга над домом любимой девушки, осенью они играли свадьбу. Сегодня отголоски этого красивого обычая можно найти в элементах армянской свадьбы, во время которой также принято запускать голубей после церемонии венчания.
В ЭТОТ ДЕНЬ ПРИНЯТО ОБЛИВАТЬ ДРУГ ДРУГА ВОДОЙ. Армянская церковь дала этому обычаю христианское толкование - как воспоминание о потопе и голубе Ноя. "Патриарх Ной после Всемирного потопа спустился с вершины Арарата на местность, которая позже стала называться Нахиджеван, - продолжает тер Шмавон. - В память о потопе Ной завещал обосновавшимся в Нахиджеване сыновьям каждый год в один и тот же день обливать друг друга водой. А в память о голубе, которого он выпустил из ковчега, а тот вернулся с оливковой ветвью (это означало, что суша близко), во время обливания запускать в небо голубей.
Поэтому и сегодня гости Армении с удивлением наблюдают, как местные жители обливают друг друга нешуточными порциями воды в самых неожиданных местах. А потом запускают голубей и разбрасывают повсюду лепестки роз. Взаимных обид не бывает. Говорят, что попавший под водные струи человек очищается от скверны, а со взмахами голубиных крыльев и под дождем из лепестков роз преображаются наши лица.
Тигран Мирзоян, "Голос Армении"