В последнее время опять
возобновились разговоры о гербе Армении, в печати отмечалось, что Министерство культуры
создало комиссию по этому вопросу. Информация вокруг происходящего скудная, как
лет 15 назад, когда внесли изменения. Свои соображения мне хотелось изложить в статье
еще в 2006 году. Ныне в контексте предстоящей конституционной реформы (которая,
возможно, затронет и герб) хотелось бы поделиться мыслями на эту тему.
ЗАМЕЧУ, ЧТО В ПРЕЖНИЕ ГОДЫ Я ВЫСКАЗЫВАЛ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ в прессе Армении и Спюрка, указывая на произвольные изменения и представляя в 2001 году законопроект "О применении государственных символов" (возможно, он сохранился в архиве АРФД). Считаю, что для начала не мешало бы вспомнить историю и смысл герба Армении. Это важно потому, что в сегодняшней оценке проблемы дискуссия зачастую сводится к дилемме "нравится - не нравится".
Критики первоначального облика герба говорят о его архаичности, обилии картин и сложностях в изготовлении. Замечу, что герб любой страны - носитель ее истории и традиций. Само слово "герб" в германском и других языках означает "наследство", "наследник". На щите нашего герба Таманян и Коджоян разместили гербы четырех царских династий Исторической Армении, в центре - две вершины Арарата с Ноевым ковчегом. Это символы наших истоков и нашего единства. Данная композиция имела свои прообразы.
Впервые символика подобного рода появилась в конце XVIII века, когда армянство связывало надежды на возрождение государственности с продвижением России на юг. Архиепископ Овсеп Аргутян представил в 1783 году царскому двору два проекта восстановления армянского государства. Первый был разработан им и Ованесом Лазаряном в форме армянского царства. Второй за авторством Шаамира Шаамиряна и его сподвижников предполагал основание армянской республики. Были также представлены герб, знамена, ордена. В дальнейшем этот герб мы видим во время русско-персидской войны 1826-1828 гг. на знаменах армянских добровольцев (часть из них хранится в Музее истории Армении). Можно с уверенностью сказать, что Александр Таманян и Акоп Коджоян знали об этих символах и стремились сохранить их генетическую связь с государственным гербом (об этом я писал в статье в "ГА" от 27 мая 1999 года).
Таким образом, герб Первой Республики, который без изменений, силой закона был принят для Третьей Республики, символизировал исторический путь, пройденный народом, и мы должны осознавать, что любые манипуляции с ним нарушают смысл всей композиции. Так, в используемом ныне варианте узлы, связывающие четыре династии, отсутствуют, и это нарушает непрерывность исторического пути.
ОБРАТИМСЯ К ГЛАВНОМУ АТРИБУТУ ГЕРБА - ЛЬВУ И ОРЛУ, которые в сегодняшнем, искаженном варианте не стоят на страже герба, а обессиленно прильнули к нему. Надо учитывать традиционность использования подобных образов в геральдике. А у нас они избраны вовсе не случайно, потому что были в свое время символами царских династий. Наиболее почитаемой армянами птицей издревле считался орел. А по свидетельству римских историков, некогда львов привозили в Рим именно из Армении. Лев - символ силы, мужества, благородства, орел воплощает мощь и долголетие. Их раскрытые пасть и клюв вовсе не свидетельство агрессии (как комментировали наши "знатоки", закрывшие хранителям герба рот), а готовность защитить страну.
Что касается оформления нижней части герба, то, возможно, есть необходимость в ее изменении в результате обстоятельной дискуссии. Но сводить ее к тому, что герб устарел и перегружен "живностью", значит, не замечать аналогичных гербов других сравнительно молодых стран (Канада, Новая Зеландия, Австрия, Исландия).
Есть замечания и к дизайну старого герба, но, если мы будем постоянно гоняться за модными веяниями, от классического облика ничего не останется. Неприемлемы и сетования на то, что возвращение к первоначальному облику создает технические трудности для его исполнения: изображения, отливки и т.д. Наши мастера замечательно со всем этим справятся, а порядок возвращения к оригиналу можно продлить до 3-5 лет, когда будут действовать и нынешние, и новые (старые) бланки и печати, чтобы без серьезных бюджетных расходов вернуться к первоисточнику. И вообще использование герба в печатях неприемлемо. Герб - исключительно символ государства, а в печати он представлен в упрощенном виде, что недопустимо.
И ЕЩЕ. ГЕРБ РА ПРИНИМАЛСЯ ВОВСЕ НЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ СРОКИ. Было жюри, провели конкурс, рассмотрели на первом этапе 150 работ, во второй тур прошли 12 вариантов. А в конечном итоге жюри представило на утверждение в Верховный совет РА герб Первой Республики, который перерисовал Сейран Хатламаджян. Президент РА 19 апреля 1992 года подписал закон, которым утверждается, что герб, принятый правительством РА в июле 1920 года, становится Государственным гербом Армении. Через 3 года в Конституции РА какие-либо изменения в герб не вносились. И в поздней редакции Основного Закона тоже ничто не менялось. Но то, что используется сегодня, разительно отличается от утвержденного варианта 1920 года.
Герб - лицо страны, и мириться с его произвольным редактированием (порядка 30 искажений) недопустимо. Поэтому необходимо вернуться к первоначальному (таманяновско-коджояновскому) облику, несущему непреходящую историческую и смысловую нагрузку.
Гамлет Давтян, "Голос Армении"