Газета «Еркрамас» продолжает проект «Пресс-конференции». Нашим очередным гостем, который ответил на вопросы читателей газеты, стал Председатель Совета Армянского культурно-просветительского Общества «Арарат», кандидат медицинских наук, нейрофизиолог Эмануил Егиаевич Долбакян.
Гарик Дердерян (менеджер, Лос-Анджелес):
- Судя по Вашей биографии, Ваши предки – выходцы из Западной Армении. Расскажите о своих корнях и о Вашем отношении к армяно-турецким процессам (подписание протоколов и т.д.), инициированным властями Армении.
- Мои родители из Киликии, отец из Айнтапа, мать из Аджина. В годы Мец Егерна они оказались в Алепе, потом уже в Бейруте. Отец – Егия Оганесович Толбакян(Долбакян) долгие годы был директором армянских школ в Бейруте, сначала Нубарян, а потом – Абгарян варжаранов. С 1936 г. по 1946 г., до репатриации имел свою типографию-издательство «Лусарцак» («Прожектор»). Он был писателем, публицистом, историком, издателем, составителем и редактором альманаха «Аменун нор тарецуйц» («Новый ежегодник для всех»). Он фактически продолжил дело выдающегося публициста и издателя Теодика, который до него в течение 26 лет издавал для армян Спюрка «Аменун тарецуйц» (Ежегодник для всех). Отец был секретарем местного отделения гнчакской партии, секретарем местного землячества айнтапцев. Мать была учительницей в школе Абгарян, руководимой моим отцом. В 1946 г., когда мне было 5 лет, наша семья в составе первых караванов (я даже помню название корабля – «Трансильвания») приехала в Советскую Армению, в Ереван. На Родине отец работал учителем французского языка и одновременно занимался изучением древнейшего периода истории Армянского нагорья. На Родине он опять же был секретарем местного землячества айнтапцев. Имел ряд научных публикаций. Мать была домохозяйкой. Воспитывала нас – четверых сыновей. В ближайшее время в армянской электронной энциклопедии ru.Hayazg.info С.М. Саядова появится подробная статья о моем отце.
Слава Богу, что т.н. турецко-армянский переговорной процесс заморожен. Мне думается, что эти протоколы уже стали историей и вряд ли будут реанимированы. Если когда-нибудь начнется новый переговорный процесс, он уже будет, надеюсь, другой. Ратификацию протоколов в существующем виде Арменией я рассматривал и рассматриваю как предательство национальных интересов армянского народа. Наше общество «Арарат», его коллективный член московское Армянское историко-родословное общество, а также Московское землячество нахичеванских армян вместе с Русско-армянским содружеством, редакциями газеты «Еркрамас» и журнала «Анив» выступили с Обращение к Президенту Армении с настоятельной просьбой не подписать турецко-армянские протоколы. Члены «Арарата» поставили свои индивидуальные подписи под Обращением к Президенту Армении на сайте газеты «Еркрамас». С большим огорчением пришлось констатировать предельную заорганизованность руководством Армении встречи представителей армянской общественности России, Украины, Белоруссии с Президентом Армении, состоявшейся 7 октября прошлого года в Ростове-на-Дону. Эта встреча напоминала заседания партхозактива советских времен с традиционным одобрением действий руководства, в данном случае - Президента Армении. Само собой мне, руководителю «Арарата», не дали слова, заранее зная мою критическую позицию.
- Поддерживает ли Ваша организация взаимоотношения с министерством Диаспоры РА? Как бы Вы оценили работу этой государственной структуры?
- Формальные контакты с министерством у нас есть. Оно располагает полной информацией о нашей организации, о ее деятельности. У меня была встреча в Москве с замминистра г-ном Петросяном. Сейчас на фестивале «Единая нация - единая культура» от «Арарата» будет выступать его член замечательная певица Карине Абовян. Пока все, т.е. негусто.
Создание министерства, конечно, приветствую, от него весь Спюрк ждет многого. Будем оптимистами.
Казанчян Владимир (г. Майкоп, юрист):
- На мероприятиях 24 апреля, проводимых армянскими организациями России, постоянно утверждается о том, что Россия – одна из стран, признавших Геноцид армян в Турции. Однако, такое ощущение, что власти России не особо вспоминают эту дату. Почему армянские организации не обращаются к президенту России, кандидатуру которого поддерживали на выборах, с призывом выступить 24 апреля с Обращением к армянам страны?
- Да, Государственная Дума Российской Федерации в 1995 г. приняла официальный документ, осуждающий геноцид армян. Более того, она подтвердила свою позицию в этом вопросе в 2005 г. Но, к сожалению, этим наше государство и ограничилось. Нет никаких последующих и, казалось бы, естественных шагов. Причин достаточно, анализировать вкратце не представляется возможным. Дело можно выправить только объединенными усилиями всех армянских организаций России, всей армянской общиной России. На митинге 24 апреля в Москве, выступая от общества «Арарат» и от Форума армянских организаций Москвы, я сделал два предложения. Первое, нам следует добиться реализации пункта Заявления Государственной Думы 1995 г., который гласит, что Государственная Дума «рассматривает 24 апреля как день памяти жертв геноцида». И еще: в мире есть три государства, руководители которых 24 апреля обращаются к армянскому народу. Это – Армения, Канада и США. Кстати, президенты США эти ежегодные обращения к армянскому народу делают уже 14 лет, начиная с 1997 г. Почему мы – армяне России, не можем обратиться к нашему Президенту и добиться такого же ежегодного послания армянам – гражданам России? Но, к сожалению надо признать, что у армянской общины России нет своего политического лица, мы не участвуем в общественно-политической жизни нашей страны на общероссийском уровне. На Совете Форума мы обсудили эти вопросы и пришли к выводу, что ими надо серьезно заниматься. Вы должны согласиться, что это трудная задача.
- Если Россия признала Геноцид армян, то почему в учебниках истории, по которым учатся наши дети, нет ни слова об этой трагической дате? Об истреблении индейцев в США учебники рассказывают, а о Геноциде народа, немало сделавшего для России и продолжающего трудиться на ее благо, не сказано ни слова?
- Из вышесказанного мною следует ответ и на Ваш второй вопрос. Само собой это делаться не будет. Тем более, в стране есть политические силы, которые будут стараться не допускать этого. Опять-таки этот вопрос поднимать и добиться его решения у своего государства может только армянская община России, проявив, реально объединившись, совокупную политическую волю армян России. Мы должны, мы просто обязаны этого добиваться. Это трудная, но достойная задача для армянства России. Ее не решить с кавалерийского наскока.
Даниил Пучинян (г. Саратов):
- Глубокоуважаемый Эмануил Егиаевич! Низкий поклон Вам за ту огромную и чрезвычайно важную работу, которую проводите во благо армянства! На фоне потока лжи, дезиформации и прямой фальсификации истории армянского народа, который выплескивают на протяжении практически 90 лет пропагандистские машины Турции и Азербайджана, Ваша деятельность исключительно актуальна. Особенно она приобретает такую значимость в условиях слабой контрпропаганды государственных структур Республики Армении. Мне интересно Ваше мнение: "Как можно повысить эффективность просветительской деятельности общественных армянских организаций среди населения, в частности России? Ведь не секрет, что в массе своей население аполитично, особенно печально, что молодежь мало интересуется как собственной историей, а уж об истории народов-соседей вовсе ничего не знает. Это является благоприятной почвой для работы лжеисториков, извращающих историю и приписывающих себе чужую культуру. В этих условиях любая байка воспринимается неподготовленным умом за истину. Не следует ли в этих случаях подавать иски в международный суд, чтобы в судебном порядке назначались штрафные санкции и принималось решение об уничтожении изданных "трактатов"?
- Здравствуйте, глубокоуважаемый Даниил Миронович! Рад общению с Вами в Интернете! Вы затрагиваете очень актуальные вопросы. Ответить на них, т.е., дать рецепты очень сложно. На первый вопрос, думаю, ответить примерно так: никто со стороны, в том числе и государственные структуры Армении нам не в помощь. Мы – общественные организации, сами должны совершенствоваться, изучить и перенять опыт армянского Спюрка, опыт общественных организаций других национальных общин новой России и мира. Мы ведь очень молоды. Нам максимум лет двадцать. Для нас поучителен богатейший опыт армянской общины Российской империи. И, тем не менее, основной импульс к совершенствованию любой своей, в том числе и просветительской деятельности, организации должны черпать изнутри. Напомню бессмертный принцип: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Международный суд – та инстанция, к которой приходится обращаться, не найдя решения в судебных инстанциях своей страны. Судиться, конечно, можно, но как только вы решаетесь на такой шаг, выясняется, что процесс этот необыкновенно сложный и в большинстве случаев не гарантирующий успеха, в первую очередь, из-за всевозможных лазеек в действующем законодательстве. Тем не менее, в России выигрываются судебные процессы по делам экстремизма, ксенофобии, националистической пропаганды и так далее. Я сужу об этом прежде всего по подборкам Московского бюро по правам человека. Сайт легко найти в Интернете.
При этом, без квалифицированных юристов ни шагу не сделаешь. Эти услуги и судебные издержки могут вырасти в крупные суммы, практически всем организациям недоступные. А вот если у нас была бы действенная общероссийская организация, да еще и общественный и успешно функционирующий союз армянских юристов России, можно было бы на что-то рассчитывать…
Саргис Терзян (г. Ростов-на-Дону):
- Общественная Палата Нагорного Карабаха недавно обратилась к армянским организациям Диаспоры с призывом начать лоббирование вопроса международного признания НКР. Однако, ничего не слышно о том, как на этот призыв отреагировали армянские организации России. Неужели танцевальные ансамбли, воскресные школы и митинги 24 апреля – это все на что способна армянская Диаспора России?
- Для того, чтобы армянская община России попыталась предпринимать какие-то шаги в этом направлении, правда, не гарантирующие никаких реальных шансов в ближайшем будущем, она должна знать, насколько это необходимо сейчас. В этом вопросе, стоящем перед армянскими государствами за многие последние годы, нет однозначного ответа. А как можно действовать по наказу уважаемой общественной палаты НКР, без принятия решения по этому вопросу двумя армянскими государствами?
Есаян Арман (г. Ростов-на-Дону, предприниматель):
- Уважаемый Эмануил Егиаевич! Вы – один из старожилов армянского общественного движения в России. Много ли Ваших единомышленников, с кем Вы начинали более 20 лет назад, и сегодня являются активными деятелями Армянской Диаспоры России?
- Да таких людей достаточно, всех не перечислю в рамках этой беседы. Но хочу назвать одного, скажу, образцового человека. Это философ, политолог, журналист, писатель. Создатель и многолетний руководитель армянского культурного центра «Аракс» в Рязани Гюлаб Арамович Мартиросян. Он из легендарной деревни Чардахлы с многовековой историей, теперь уничтоженной в бывшей «братской» республике. Гюлабу Арамовичу – 85 лет! Но он продолжает свою общинную и литературную деятельность с прежним энтузиазмом. Мы посвятили его 80-летию Третьи Лазаревские чтения по истории армян Росси в 2006 г.
- Не считаете ли Вы, что сегодня есть настоятельная необходимость возродить структуру, наподобие Ассоциации армянских общин России, в организации которой Вы участвовали?
- Спасибо, что помните об Ассоциации. Она была недолговечной, поскольку, я глубоко уверен, тогда оказалась несвоевременной, точнее, опередила время. Думаю, что принципы функционирования этой организации могут быть использованы в ближайшем будущем.
Герасим Геворкян (инженер, г. Москва):
- Форум армянских организаций Москвы, в состав которого вошла и возглавляемая Вами организация «Арарат», объединяет большинство армянских организаций столицы? Какую цель преследовало создание Форума?
- Форум, прежде всего, информационное пространство. Там имеется возможность обмениваться информацией о деятельности входящих в него организаций. Появляется возможность совместного обсуждения общих целей и задач и принятия решений для коллективного исполнения. При этом решения принимаются с согласия всех организаций, нет жесткой структуры, управляющей форумом. Существует избранная Форумом рабочая группа – Совет из представителей нескольких организаций, подготавливающий заседания форума и координирующая работу форума в период между его заседаниями.
Когда мы в первый раз собрались – московские армянские организации, нас неожиданно оказалось много, и далеко не все организации могли похвастаться знанием того, чем занимаются другие. В Форуме представлены организации разного типа, масштаба, с разными задачами и возможностями для их реализации: общественные организации, землячества (например, объединения выходцев из разных районов Арцаха или землячества армянских студентов крупных вузов), клубы по интересам, образовательные структуры, пресса.
Мы надеемся, что Форум поможет созданию устойчивых и плодотворных связей между организациями, способствуя проведению нами совместных проектов.
- Как Вы считаете, существуют ли в Москве условия, достаточные для того, чтобы армянский ребенок, при желании его родителей, мог вырасти армянином, успешно противостоя ассимиляции?
- При большом желании, умении, материальной обеспеченности – да. Но если речь идет об армянском образовании для больших детских контингентов, конечно, нет. Считается, что армян в Москве не менее 500 тыс. Можете представить, какое большое количество армянских детей, юношей и молодых людей имеется в Москве. И для которых практически нет возможностей получить армянское образование. Есть замечательный духовно-просветительский центр Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ – «Айордеац тун», где учатся армянскому языку, истории и культуре нашего народа свыше 400 детей. Есть воскресная школа. Существует поликультурная школа, где учатся дети многих национальностей, в том числе и армянские. Последние проходят армянский язык. Существует школа с углубленным изучением восточных (в том числе и армянского) языков, где тоже проходят армянский. Есть единичные школы с факультативным изучением армянского языка для учеников-армян. По большому счету это капля в море.
Андрей Костанян (студент, Краснодар):
- У нас, на юге России, бытует мнение, что руководителем армянской организации должен быть бизнесмен, так как главное для организации – финансирование. Как Вы относитесь к этому доводу и как сами справляетесь с вопросом финансирования деятельности своей организации?
- Настоящие, долговечные, успешно функционирующие общинные структуры возникают и существуют вокруг энтузиастов, преданных общинным целям и задачам. Я могу их назвать «центрами кристаллизации». Эти люди могут быть и бизнесменами, и, чаще всего, представителями интеллигенции. Но самое главное, что такие люди есть, они становятся лидерами общественных структур.
Обществу «Арарат» пошел двенадцатый год. У нас не было и нет своей конторы. Нет счета в банке, потому что у нас нет крупных спонсоров. В нашей культурной деятельности самые большие расходы могли быть связаны с арендой помещений. Но мы их получаем бесплатно. Есть в Москве замечательный дом – Московский дом национальностей, где мы по предварительному заказу можем получить помещение для наших культурных акций. Второй крупный партнер – Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова так же предоставляет нам свое помещение. Достаточно сказать, что 3 из 4-х Лазаревских чтений по истории армян России – 3-4-х дневные научные конференции бесплатно проходят там. Есть и другие очаги культуры, которые с удовольствием принимают нас. Необходимые, как правило, не очень большие суммы дают в основном «араратовцы», начиная с руководителей. За собранные деньги издано несколько книг, в том числе и материалы трех Лазаревских чтений. Не хочу сказать, что наш пример – другим наука. И, тем не менее, обходимся без крупных спонсоров. Были бы большие деньги, мы могли бы еще более интенсифицировать и расширять нашу деятельность. Т.е. можно начать и успешно действовать на общинной ниве без ссылок на отсутствие больших денег.
- Много ли армянской молодежи участвует в деятельности армянских организаций Москвы? Не кажется ли Вам, что иной раз, активность молодежи на корню «зарубается» осторожничанием руководителей общин (отделений САР), в результате чего и пропадает интерес молодежи к армянской общественной деятельности?
- Я, конечно, не знаю, что происходит в этом вопросе в регионах. Могу поделиться своими впечатлениями по Москве. Есть в Москве армянские молодежные организации: «Сивам», студенческие землячества при крупных вузах, при церкви. Но на мероприятия «взрослых» организаций они ходят очень и очень неохотно. Исключения приятные есть. Молодежь присутствует на крупных массовых акциях, в первую очередь, 24 апреля. Форуму армянских организаций Москвы следует проанализировать ситуацию с молодежным движением и постараться усилить уровень контактов.
Марина Антонян (г. Славянск-на-Кубани):
- Уважаемый Эмануил Егиаевич! Очень много наших соотечественников продолжает жить в России, можно сказать, вне закона. У некоторых из них не только нет возможности получить российское гражданство, но отсутствуют даже элементарные документы. Имея из документов лишь паспорт СССР, не возможно стать полноценным членом общества. Но уехать по месту прежнего жительства они тоже не могут, так как их там (в Баку, Ханларе, Кировабаде и т.д.) никто не ждет. Какая из многочисленных армянских организаций России занимается судьбой этих несчастных людей?
- Это болевая точка фактически всех армянских общественных организаций России. Правовая помощь мигрантам (беженцам) для облегчения процедур регистрации, получения вида на жительство, вопросы трудоустройства, оказания при необходимости определенной материальной помощи – эти вопросы общественными организациям более или менее успешно реализуются чуть ли не в единичных случаях.
Нет ничего горше того чувства, которое тебя охватывает при невозможности оказать реальную помощь нуждающимся в тебе, в твоей организации, и ты вдобавок должен объяснить соотечественнику, что не знаешь никакой армянской организации, которая смогла бы ему реально помочь.
- У Вас очень богатый опыт и в научной и в общественной сфере. Уверена, что если Вы задумаете писать мемуары об этом, то книга станет бестселлером. Нет ли мыслей об этом?
- Благодарю за лестное предположение о бестселлере. Мы с Альбиной Нерсесовной – моей женой, в армянском общинном движении с 1988 г., и у нас лежит огромный фактический материал и дневники о деятельности армянских общественных организаций Москвы, в первую очередь об «Армянской общине Москвы» и «Арарате», о просуществовавшей недолго Ассоциации армянских общин России и т.д. Мы, среди многих – участники и свидетели процесса возрождения армянской общинной жизни в Москве и в целом в России. Не подлежит сомнению необходимость предать бумаге факты, события, впечатления минувших дней.
И такая книга есть, но … виртуальная. У меня в компьютере давно заложены наметки книги наших воспоминаний об этих бурных годах. Я назвал будущую книгу так: «Возрождение общинной жизни армян Москвы и России. Годы успехов и разочарований. Взгляд изнутри» Текущая общественная и литературная деятельность мешает мне решительно взяться за эту книгу и довести ее до конца.
Я понимаю, что должен это сделать.
P.S. Выражаю признательность Тиграну Тавадьяну, редактору замечательной газеты «Еркрамас» и читателям, решившим поинтересоваться моими представлениями о злободневных вопросах нашего общинной жизни.