Одна из самых обсуждаемых тем, которая в последние годы будоражит общественность Грузии и Армении - церкви, вернее, армянские церкви в Грузии, и в частности, в Тбилиси. Эта тема активно обсуждается на форумах и в СМИ, вызывая бурную реакцию и той и другой стороны. Об этом уже много сказано и написано, так что я не буду повторяться, а позволю себе лишь некоторые размышления по этому вопросу.
До прихода советской власти армянские церкви, как и все другие, были естественной частью Тифлиса и вопрос о том, кому что принадлежит, не возникал по той простой причине, что это и так все знали. Приход к власти коммунистов, изменил ситуацию с церквами ... несколько храмов были просто стерты с лица земли , а большая часть оставшихся, была превращена в склады, библиотеки, мастерские и пр. Наверное, надо ещё спасибо сказать, что не всё разрушили, хотя поломали, испортили и растащили почти всё из того, что оставалось.
Теперь времена изменились и на смену варварам пришли демократы с европейским набором ценностей и желанием возродить духовную культуру, что само по себе, конечно, похвально. Церкви потихоньку начали возвращаться тем, кому они и должны принадлежать – прихожанам. Тоже вроде всё нормально.
Грузинская православная церковь, в этом смысле, проделала большую, если не сказать, огромную работу, чтобы вернуть людей в лоно церкви , что тоже хорошо.
Однако, все так увлеклись, что совершенно забыли о том, что кроме ГПЦ в Тбилиси, традиционно, многоконфессиональном городе, живут не только православные. Т.е. нет, не забыли , никто против них ничего не имеет, забыли только принять закон о церквах, который бы уравнивал в правах представителей всех религиозных конфессий. Вопрос этот пытаются поднять на разных уровнях, в том числе международном, уже много лет, но безрезультатно. Закона нет, а значит все церкви, кроме ГПЦ, вне закона, в том числе и армянские. Это значит так же, что и сама церковь, как строение, не имеет юридического статуса и, как следствие, её невозможно защитить в судебном порядке, т.е. по закону.
Случайно ли такое положение вещей, или оно преследует какие-то иные цели, мне не известно. Факт остается фактом, в ситуации, когда невозможно официально защитить церковь, она переходит в другие руки и ничего нельзя сделать кроме того, что возмущаться по этому поводу. На фоне полной неразберихи 90-х годов, без особого шума, несколько армянских церквей стали грузинскими. Потом люди немного пришли в себя и обнаружили, что на очереди ещё несколько церквей. Тихой переделки не получилось и церкви были объявлены ,,спорными,,. Их передали на баланс Министерства культуры и обещали создать комиссию, которая займется этим вопросом. Кроме конфессиональной принадлежности этих церквей, они представляют собой памятники культуры и по закону должны охраняться государством. Кроме того, что их никто не охранял, они даже не были законсервированы и превратились в мусорные свалки, жилище для бомжей и наркоманов, собачий питомник... Видимо, пока церковь не считается грузинской на неё можно не обращать внимания и это ни где-нибудь, куда добраться трудно, а в самом ценре города, в его исторической, а значит особо охраняемой части.
На Мугни Сурб Геворк, одну из ,,спорных,, церквей, тоже внимания не обращали. Было такое ощущение, что решение этого вопроса будет тянуться до тех пор, пока она, наконец, не рухнет. Знаете, как говорят - нет человека, нет проблемы. Всё к тому шло. И она рухнула. В первый же день, в сюжете на ТВ, её неожиданно назвали армянской. Ещё одно странное наблюдение... никто не оспаривает , что церковь была армянской, если её уже не существует. Ну, ладно, это всё эмоции...
Так что же происходит? Каким образом армянские церкви превращаются в грузинские? Может быть и в самом деле все эти церкви были грузинскими? Сколько же их было? Очевидно, надо для начала заняться простой арифметикой, потому что я уже ничего не понимаю.
На сегодняшний день в Тбилиси действуют две армянские церкви – Эчмиадзинская на Авлабаре и Сурб Геворк на Майдане. Если учесть, что авлабарская церковь имеет 200-летнюю историю, то приходится признать, что в Тбилиси до 19 века была только одна церковь – Сурб Геворк, потому что из того, что ещё осталось, 4 церкви считаются спорными, т.е. в результате раскопок может выясниться, что все они грузинские. Т.е. не совсем так... оспорить, что их строили армяне невозможно, потому что есть документы и это факт. Но по нашей местной логике это не важно, важно, что было на этом месте несколько сот лет назад или не было. .. это кому как нравится.
Теперь у меня опять что-то не сходится...
МАРКО ПОЛО. ХIII в. ,,В этой области прекрасный город Тбилиси, кругом много замков и деревень, где живут христиане, армяне, грузины, несколько сарацин (т.е. арабов) и евреев, но немного,,.
ТУРНЕФОР (ботаник) 1701 г.,, Жителей в Тифлисе приблизительно считается 20.000. Из них 14.000 армян, 3 тысячи мусульман, 2 - грузин и 500 римско-католиков. Церквей греческих (православных) в Тифлисе 5, армянских 7 и мечети – 2.,,
АББАТ ИОСИФ ДЕЛАПОРТ. 1768 Г. ,,Тифлис не пространный, но красивый город. Церквей здесь греческого исповедания 13, армянского 7, католическая 1. В Грузии царствует свобода в рассуждениях веры. Есть армяне, греки, евреи, турки, персияне, индейцы, татары, русские и др. европейцы, но армян больше всего.,,
ВАЙДЕНБАУМ ,,ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАВКАЗУ,,. 1824 г.,,Преобладающим элементом в населении Тифлиса являются армяне, затем следуют русские, грузины и др. народности.,,
ШАРДЕН 1671-1673 г.г. ,,В Тифлисе много церквей. Их насчитывают до 14. Это очень большое число для такой страны, где религиозность развита слабо. Из этих церквей шесть греческих принадлежит грузинам, а остальные армянские.,,
,,Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию. В Тифлисе они почти исключительно образовали особое городское сословие — нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит "горожанин". Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал, говорят, во вновь устраиваемую им столи¬цу и, чтобы привязать к ней, предоставил им разные выгод¬ные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоеди¬нились новые пришлецы, вызванные царицею Тамарою.(Д. Бакрадзе и И.Бердзенов. "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд. Г.Беренштама, С-Петербург, 1870, с.87-88.)
Значит армяне в Тифлисе всё-таки жили с очень давних времен, а не с неба свалились в 19-м веке, как думают многие нынешние школьники.
Согласно справочнику 1906 года, армянских церквей в Тифлисе было 21. В справочнике 1913 года их указано 24. При этом отмечается значительный рост числа православных храмов, которых в этот период уже более 30-ти, учитывая и греческие, и русские церкви.
Т.е. жизнь в городе течет своим чередом, восстанавливают и строят новые церкви. МЕста, судя по всему, всем хватает и никаких споров на этой почве не возникает. Вобщем, похоже на нормальное демократическое устройство с монархическим уклоном.
Проходит каких-то 70-80 лет и выясняется, что всех этих армянских церквей просто не было. Они что испарились? Куда подевались 24 церкви? Ах да, их уничтожили коммунисты, но не все, а только те, у которых был армянский фундамент. Наверное они предварительно проводили геологические и археологические исследования , по-другому это никак нельзя объяснить, потому что то, что осталось почему-то обязательно было когда-то грузинским.
Тогда у меня возникает вопрос. Как можно объяснить, что грузинское население, составлявшее на протяжении веков меньше половины населения города, построило церквей в разы больше, чем те, кто были более многочисленной его частью?
Если это так, то я хотела бы знать, для чего или для кого они это делали ?
Ещё вопрос... а что делали армяне, которых было так много в городе, сидели и ждали, когда им построят церкви?
Это ещё менее понятно, если учесть, что армяне, рассеянные по всему миру, всегда строили церкви там, где жили. Они есть во Франции, Германии, Италии, Сингапуре, Индии, Сирии, Израиле, Иране, России, Аргентине, Канаде, Польше... только в США их 120. С чего бы они их не строили в Тифлисе, в котором жили, да ещё и составляли весьма значительную часть горожан? А уж версия о том, что они брали церкви в аренду или покупали, кажутся мне просто кощунственными. Я уж не говорю о том, что подобные сделки не красят, в первую очередь тех, кто таким образом распоряжается своими святынями. Вобщем, эта версия кажется мне непреемлемой ни для одной из сторон.
С версиями дела обстоят не лучше, чем с арифметикой. Всё как-то не сходится. К чему это я?! Да, Мугни... Сейчас там что-то копают, выясняют, до чьих-то костей добрались, черепки нашли, старую кладку ...
А я сейчас сижу и думаю, а ведь могут и частицу мощей святого Георгия найти, привезенную из Армении...
Тоже комиссию назначим, чтобы выяснить кому достанется?
Дожили ...
Что же мы за люди?!
Что происходит в нашем старом добром городе?
У меня нет ответа.
/aidatiflis7.livejournal.com/