Россия и США заключили в Женеве рамочное соглашение по ликвидации химического оружия в Сирии. «Спасибо большое господину Путину за готовность отправить министра иностранных дел Сергея Лаврова в Женеву, это очень важный шаг со стороны России. Мы договорились, что международное сообщество быстро установит контроль над сирийским химоружием. США и Россия твердо намерены достичь уничтожения химоружия сирийского режима и сделать это как можно более безопасно. Мы договорились, что Сирия в течение одной недели должна представить всеобъемлющий список этого оружия. Специалисты должны завершить работу не позднее ноября»; — заявил госсекретарь США Джон Керри. Таким образом, потенциальный военный удар отложен как минимум до конца ноября.
Многие СМИ поспешили назвать данное «рамочное» соглашение дипломатической победой России и поражением США. Так, политический обозреватель журнала Foreign Policy Арон Давид Миллер в своей статье «Сирия – промежуточный статус» отмечает: «Россия добилась определенного результата. Одностороннего удара по Сирии со стороны США не будет». Правительство Сирии, также посчитало российско-американское соглашение – победой. В частности, министр информации Сирии Орман Аль-Зуби заявил, что его страна готова выполнить все условия, одобренные под эгидой ООН без всяческих ограничений.
Однако, более глубокий анализ показывает, что данная инициатива более выгодна США, нежели Сирии и России. Чтобы понять сложившуюся ситуацию, необходимо в первую очередь определить те задачи, которые поставили перед собой стороны. Итак, для США главным условием было и остается – уход президента Башара Асада. Уже после подписанных соглашений в Женеве, президент США Барак Обама в очередной раз заявил: «Ситуация в Сирии будет «неприемлемой» до тех пор, пока Башар Асад остается у власти, это наша принципиальная позиция». Необходимо четко осознавать, что для США вопрос пребывания Асада у власти не является предметом торга, о чем прекрасно знает Москва.
Официальные представители Кремля не раз заявляли, что они не стремятся защищать конкретный режим в Дамаске. Так, президент России Владимир Путин заявил: «Москва в сирийском конфликте не защищает режим Башара Асада, а выступает за соблюдение норм международного права». Для Кремля задача номер один – недопущение использование военной силы против Дамаска в обход Совбеза ООН. При этом, для достижения данной цели Москва согласилась взять на себя весьма сложные обязанности в рамках соглашения с Вашингтоном.
Отметим, что президент Обама вопреки политической логике заявил, что он принял решение о нанесении военного удара по Сирии, если Конгресс одобрит план администрации. В своих предыдущих статьях я указывал, что данное заявление было сделано с целью психологического давления на Дамаск и его основных союзников – Россию, Китай и Иран. В докладе американского генерала Мартина Демпси дается детальный анализ возможных сценариев военных действий, которые предполагают высадку десанта и крупной военной операции. Довольно примечательно, что президент США официально заявил об «ограниченной операции», а на рассмотрение в комитет по иностранным делам глава Пентагона Чак Хейгел представил именно план «Демпси».
Блеф прошел, и Вашингтон добился реализации одной из основных задач – уничтожение химического оружия в Сирии. Более того, данное предложение поступило от главного геополитического конкурента – Москвы, которая яро выступает против каких либо военных действий США против Дамаска. Профессор Гарвардского университета, аналитик и политолог Стефан Уолт пишет: «США еще в начале конфликта заявляли, что главные задачи сегодня – уход Асада и уничтожение арсеналов с химическим оружием. Соглашение с Россией открыло путь к решению этих проблем. Обама не стал наносить военный удар, понимая, что у Асада есть химическое оружие, которое может быть использовано как против американских солдат, так и против ее союзников».
Итак, согласно Женевскому плану, инспекция всех хранилищ химического оружия в Сирии должна завершиться к ноябрю этого года. К этому же сроку должно быть уничтожено все оборудование для производства химического оружия. А полное уничтожение всего сирийского арсенала химического оружия должно завершиться в течение первой половины 2014 года.
Основные шесть пунктов плана предполагают следующее:
- Достижение согласия по поводу количества и типов химического оружия в Сирии и быстрое помещение его под международный контроль.
- Сирия в течение недели представляет полный список своего химического арсенала.
- Быстрое уничтожение этого арсенала в соответствии с процедурами, предусмотренными в Конвенции о запрещении химоружия.
- Сирия предоставляет инспекторам «немедленный и неограниченный» доступ на все объекты.
- Все химическое оружие должно быть уничтожено. В случае необходимости оно сначала вывозится за пределы сирийской территории.
- ООН предоставляет логистическое содействие. Выполнение этих условий будет обеспечено методами, предусмотренными в главе VII Устава ООН.
Как мы видим, на Россию, как инициатора данного соглашения, возложена большая ответственность. Большинство экспертов считаю, что за столь короткий период добиться реализации подобного плана практически невозможно. В случае если инициатива Россия провалится, Обама получит не только внутреннюю, но что самое главное, более широкую международную поддержку в вопросе окончательного решения главной задачи – свержения Башара Асада. «От Москвы потребуется активное участие в конфискации и уничтожении сирийского арсенала химического оружия. Это подразумевает дипломатическое давление на Асада, отправку инспекторов, оборудования а, возможно, и солдат в Сирию. Готова ли, способна ли Россия на это? Вопрос пока открыт»; — считает Инго Маннтойфель — руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции Deutsche Welle
Москва, выдвинув инициативу по Сирии, пробует себя в новой роли глобального миротворца. В связи с этим, ответственность, которая лежит на России колоссальна и любая ошибка может обернуться полным провалом. «Поддерживая Сирию, Москва хочет разрушить то, что осталось от милитаристского и доминирующего Запада. Переговоры с Вашингтоном придают Москве большей важности», - считает Тома Гомар из института IFRI.
В свою очередь британский премьер-министр Уильям Хейг заявил: «Режим Асада должен полностью выполнить поставленные перед ним условия. Международное сообщество, включая Россию, должно добиться того, чтобы сирийский режим не ушел от ответственности». 17 сентября 2013 года председатель комитета по вооруженным силам демократ Карл Левин утверждает, что, даже, несмотря на американо-российское соглашение, Соединенные Штаты по-прежнему оставляют за собой право применения военной силы в отношении режима Асада. При этом сенатор подчеркнул: «Россия, преследуя одну из своих первостепенных целей, очень упорно старалась заставить нас отказаться от варианта применения силы к Асаду, если тот не подчинится. Но Россия не достигла этой цели. Мы оставляем за собой право использовать эту силу, если Асад не выполнит соглашение в полном объеме».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что даже если вопрос с химическим оружием будет решен в столь короткие сроки, то по вопросу пребывания у власти Башара Асада России придется пойти на определенные уступки. Логика переговорного процесса такова, что в США, выдвинув ультиматум, оставили дипломатический канал, через который удалось определить основные контуры решения вопроса с химическим оружием с учетом интересов Москвы. Теперь, США и международное сообщество ждут уступок со стороны России в вопросе дальнейшей судьбы Башара Асада.
.
Галстян Арег, «time to analyze» — politics, society, and ideas (tta.am)