Четверть века тому назад в городе Сумгаите тогдашней Азербайджанской ССР был осуществлен зловещий акт геноцида в отношении армянского населения, когда за период с 27 по 29 февраля 1988 года было убито 30 армян (по косвенным данным значительно больше), что само по себе в соответствии с Конвенцией ООН от 9 декабря 1948 г. «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» (ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР еще в 1954 г.) [1] не может не квалифицироваться как геноцид в отношении национальной группы (армян) как таковой по указанному международно-правовому документу. Этот акт геноцида, как свидетельствуют факты, был сугубо спланирован и организован в идеологическом и психологическом аспектах при участии партийных и иных функционеров города, а также спровоцирован высокими партначальниками как Союза ССР, так и республики. Речь идет, прежде всего, о так называемых «антиармянских сборищах» и митингах, проводившихся с 26 февраля на центральной площади Сумгаита [2].
Именно в этот день к народам Азербайджана и Армении с призывом стабилизировать обстановку, руководствоваться разумом, а не эмоциями обратился Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев. Это обращение было опубликовано на первой странице газеты «Коммунист Сумгаита» 28 февраля 1988 года, когда уже повсеместно в городе проводились погромы и убивали армян в местах их проживания и даже на улицах. В числе жертв были и грудные дети, и глубокие старики. Имел место и факт уничтожения новорожденных младенцев, которых выбрасывали из окон родильного отделения городской больницы. Первые избиения и погромы армян начались с вечера 27 февраля и продолжались до поздней ночи, а уже на следующий день упоенные своей безнаказанностью преступники собрались на т.н. «митинг», завершившийся тем, что первый секретарь Сумгаитского горкома партии Муслим-Заде лично повел за собой огромную толпу азербайджанцев (которая уже была вооружена заточками, арматурой, ножами), впоследствие разделившуюся на группы нападавших на квартиры армян. Как отмечалось в материалах судебного процесса над одним из активных фигурантов преступлений против сумгаитских армян в Верховном Суде СССР в нападении только на один из многих кварталов города («41-а») участвовало около 400 человек [3].
[4]. Как известно, первый публичный разговор о сумгаитских событиях состоялся на приснопамятном заседании Президиума Верховного Совета СССР 18 июля 1988 года, когда М.С.Горбачев в резко негативной форме отреагировал на прозвучавшее в выступлении члена армянской делегации определение «сумгаитский геноцид», заявив при этом, что трагедии в Сумгаите якобы не было бы, если бы войска не опоздали на три часа. Однако имеются документированные свидетельства того, что подразделения Министерства обороны и Министерства внутренних дел прибыли в Сумгаит лишь вечером 28 февраля (т.е. с опозданием на сутки), а вечером 29 февраля (год был високосный) убийства армян продолжались, так как введенным войскам был отдан приказ о пресечении творящегося беспредела крайне поздно.
Справедливости ради надо сказать о том, что немалое число рядовых горожан азербайджанской национальности с большим риском для себя укрывали и тем самым спасали своих соседей-армян, иначе количество жертв было бы еще больше.
Однако функционеры и авантюристы различного толка в значительно превосходящем числе по прошествии некоторого времени, когда в Сумгаите уже не осталось ни одного армянина, стали преследовать уже тех, кто спасал армян, объявив сумгаитских убийц национальными героями. Если непосредственно после трагедии азербайджанская интеллигенция и республиканские СМИ ограничивались либо молчанием либо призывами забыть о случившемся, то в дальнейшем они полностью извратили суть и характер событий, договорившись даже до того, что сами армяне виноваты в совершенном против них преступлении геноцида. Так, например, комментируя Постановление Верховного Совета Армянской ССР об осуждении злодеяний, совершенных против армянского населения в городе Сумгаите в феврале 1988 года, составители т.н. сборника материалов о событиях вокруг НКАО под эгидой Института истории Академии Наук Азербайджанской ССР, изданного в 1989 году в Баку, объявили указанное решение Верховного Совета Армянской ССР провокационным, а «сумгаитские события делом рук армянских экстремистов и дашнакствующих элементов» [5]. И эта изуверская, насквозь лживая позиция, находит и сегодня своих защитников и продолжателей уже в современном Азербайджане, претендующем на место в европейском правовом пространстве.
Таким образом, посеянные во время сумгаитского геноцида армян ядовитые семена расовой нетерпимости и спустя четверть века продолжают давать «пышные» зловонные всходы. Такова цена безнаказанности вдохновителей и организаторов сумгаитского геноцида.
Очевидно, недалек был от истины Джордж Сорос, заявивший сразу после сумгаитской трагедии следующее: «Не так уж оторваны от реальности предположения, что первые армянские по-громы в Азербайджане были инспирированы местной мафией, управляемой бывшим руководителем КГБ Азербайджана Г.А.Алиевым, с тем, чтобы создать безвыигрышную ситуацию для М.С.Горбачева» [6].
Однако, бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС и Президент СССР вовсе не был невинной жертвой. На нем висит груз неизбежной ответственности перед армянским и другими народами Союза за многочисленные жертвы его лицемерной политики. Как пишет известный ученый-международник профессор Ю.Г.Барсегов: «Когда армяне Карабаха, поверив в перестройку международных отношений и новое мышление, вновь поставили в 1988 году вопрос о самоопределении, горбачевская администрация СССР вместо обещанной «решительной переоценки нашего прошлого, восстановления исторической правды», пошла по пути потворствования и прямого соучастия в возрождении геноцида армян в Азербайджанской ССР. За день до начала погромов и резни армян в Сумгаите глава Советского государства М.Горбачев заявил, что требование самоопределения Нагорного Карабаха неизбежно поставит под вопрос «судьбу двухсот семи тысяч бакинских армян». Хотя подготовка погромов и резни армян в Азербайджанской ССР велась открыто, власти СССР ничего не сделали для их предотвращения. Бездействие вооруженных сил в Сумгаите, а потом в Баку и других городах было не случайным: войскам был отдан приказ не вмешиваться. Этим хотели оказать давление на армян и вынудить их отказаться от самоопределения Нагорного Карабаха» [7].
Примечательно и содержащееся в воспоминаниях известного строителя и ученого профессора К.М.Осипова изложение анализа событий по следам сумгаитского геноцида с позиций одного из высокопоставленных оппозиционеров в правительстве тогдашней Азербайджанской ССР, который в непосредственном разговоре с автором в г. Баку заявил: «То, что вы видели своими глазами – это капля в море. Сейчас здесь ведется разнузданная антирусская и антиармянская пропаганда, цель которой – депортировать из Азербайджана всех христиан… Я боюсь вам сказать, что в дальнейшем будет еще хуже. Аналогичные события готовятся в Баку, в Гяндже и в других городах» [8]. Далее собеседник К.М.Осипова рассказал, что на него и его сторонников давят «Народный фронт» и движение «Братьев-мусульман» и что «душой чувствует наличие большой политической игры со стороны Горбачева, который стремится нанести ущерб дружбе народов… и развалить Союз» [9].
Еще в июле 1990 года корреспонденты газеты «Известия» в связи с ошскими событиями остро ставили вопрос об ответственности власть предержащих за многочисленные акты межнациональных конфликтов, включая проявления геноцида, а именно: «Сумгаит, Нагорный Карабах, Фергана, Новый Узень, Абхазия, Баку, Душанбе, Тува… И вот очередной адрес межнационального кризиса – Киргизия. До сегодняшнего дня, и это очевидный факт, не выявлены ни подлинные виновники межнациональных конфликтов, ни конкретные силы, которые несомненно стоят у истоков этих социально-политических потрясения. Именно безнаказанность – та питательная среда, которая взращивает ядовитые семена национализма. И пока компетентные органы будут оставаться как бы сторонними наблюдателями всего происходящего, трудно рассчитывать на то, что очаги межнационального напряжения исчезнут сами по себе. Официальные органы наконец-то должны дать исчерпывающую оценку всему происходящему, дать общественности ответ на кричащий вопрос: КТО ВИНОВАТ?» [10].
Трагедия и в том, что до сих пор ответ на этот вопрос не только не дан, но и не предвидится в силу позиции современных руководителей бывших республик Союза ССР, ставших самостоятельными субъектами международного права, обязанных соблюдать антигеноцидную Конвенцию.
В этот контексте актом кощунства выглядит вручение весной 2012 года М.С.Горбачеву высшей награды Российского государства – Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.
Следует постоянно напоминать нынешним властителям о необходимости безусловного выполнения по отношению к виновникам сумгаитского и всех последующих актов геноцида на территории бывшего СССР императивной нормы Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него», а именно: «Лица, совершающие геноцид, или какие-либо другие из перечисленных в статье 3 (заговор с целью совершения геноцида, покушение на совершение геноцида, соучастие в геноциде), подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по Конституции правителями, должностными или частными лицами» [11].
Подчеркнем при этом, что на преступления геноцида не распространяется срок давности. Сумгаитский и иные акты геноцида не могут и не должны быть забыты, а виновные в них подлежат неотвратимой ответственности.
.
Л.В.Акопов, доктор юридических наук, профессор (г. Ростов-на-Дону)
.
[1] См.: Права человека. Сборник международных документов. – М.: Изд-во Московского университета, 1986. С. 82-83.
[2] См.: Сумгаит… геноцид… гласность? – Ереван: Общество «Знание» Армянской ССР, 1990. С. 13.
[3] Там же. С. 16.
[4] Даниил Гранин. Обретение власти. Полемические заметки народного депутата // Советская культура. 12 августа 1989 г.
[5] См.: События вокруг НКАО в кривом зеркале фальсификаторов / Составитель член-корр. АН АзССР М.А. Исмаилов. – Баку: Элм, 1989. С. 45.
[6] См.: Джордж Сорос. Концепция М.С. Горбачева // Знамя. 1989. № 6.
[7] Барсегов Ю.Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. – М.: «XXI век – Согласие», 2000. С. 229.
[8] См.: Осипов К.М. О чем журчит родник. Ростов н/Д., 1996. С. 94–95.
[9] Там же. С. 95.
[10] Анатолий Степовой, Геннадий Шипитько. Предсказанный взрыв. Хроника горячего лета в Киргизии // Известия. 1990. 26 июля (№ 207). С. 3.
[11] Права человека. Сборник международных документов. – М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 82-83.