«Честь нации дороже, чем блага нации,
и даже, чем само существование нации»
Вудро Вильсон, двадцать восьмой президент США
Когда самолет подлетает к Армении со стороны Ирана, с левого борта в иллюминаторе открывается восхитительная картина. Это та часть Армянского Нагорья, которую венчает царственно благородный двуглавый Арарат. И отсюда, с юго-восточного ракурса, кажется, будто на просторном каменном ложе, которое высек божественный ваятель, величаво возлежит прекрасная дева с бюстом истинно античного совершенства.
Однако поэтическое вдохновение исчезает сразу же, как только лайнер заходит на посадку в аэропорт «Звартноц» и под его крылом проплывают унылые пейзажи Араратской долины. Тоска и недоумение от увиденного объясняются просто: житница Армении, еще недавно славившаяся обилием плодовитых виноградников, фруктовых садов и овощных полей, больше таковой не является.
Наши предприимчивые олигархи и влиятельные чиновники решили, что в качестве житницы Араратская долина себя уже исчерпала, и нашли ей гораздо более выгодное применение. Сначала здесь, на самых плодородных в Армении землях, соорудили небольшие, а со временем – всё более впечатляющие искусственные водоемы для разведения рыбы. Так появились первые рукотворные стимулы засоления и эрозии почвы. Затем, по мере вовлечения в доходную идею новых и новых «рыбных королей», прудовые хозяйства стали уже масштабно испещрять облик долины подобно струпьям на лице прокаженного.
Очень скоро сверхприбыльный бизнес живо заинтересовал и российских дельцов, которые разглядели в изуродованной армянской житнице удобный и просторный плацдарм для производства деликатесного рыбопродукта. Благо, в России он традиционно пользуется широким спросом. И пошло-поехало! Соблазнительный запах легкой наживы привлек едва ли не всех известных в стране одиозных олигархов и их алчных российских подельников, которые набросились сюда как шакалы на падаль.
Трудно удержаться от резких выражений и усмирить учащенное сердцебиение при виде варварства по отношению к родной стране. Великий Создатель наградил Армению уникальными природными дарами, но суровая история оставила в нашем владении лишь немногие из них. Казалось бы, наша небольшая страна должна с особым трепетом и заботливостью относиться к каждому клочку родной земли, не говоря уже о таких животворящих ареалах природы, как Араратская долина и озеро Севан. Но можем ли мы гордиться тем, во что они превратились сегодня?
Испокон веков Севан славился хрустальной чистотой и прозрачностью, неповторимым великолепием изумрудных и лазурных оттенков, нашедших отражение в горных пейзажах сарьяновской кисти, и, конечно же, редчайшей породой озерной форели, по праву носившей княжеское имя. Севан был не только олицетворением красоты армянской природы, но и впечатляющим предметом нашего достоинства и гордости. Неустанная сыновняя забота об экологическом здоровье и сохранности такой уникальной жемчужины сделала бы честь любой нации.
Но своеобразная «заботливость» по отношению к Севану проявилась еще в период правления ленинско-сталинских большевиков. Принимая решение о создании Севано-Разданского энергетического каскада, они, конечно, плевать хотели на дальнейшую судьбу какого-то там армянского озера. Для них было важно лишний раз продемонстрировать миру преимущества социализма. Смотрите, мол, как крепнет и процветает Советская Армения, у которой есть даже собственный энергетический ресурс.
И тут уместно будет вспомнить, что тогдашние руководители республики, хоть и носили членские билеты КПСС, но оставались армянами, любящими свою страну и воспринимающими понятия национального достоинства и чести не как пустой звук. Вот почему когда в Армению приехал советский партийный босс Никита Хрущев они сделали всё возможное и невозможное, чтобы склонить его к подписанию довольно дорогого и технически сложного проекта строительства Арпа-Севанского тоннеля. И чудесное озеро удалось спасти от неминуемой гибели.
Сегодняшний Севан представляет собой печальное зрелище. Плавать в нем – удовольствие ниже среднего: вода помутнела, приобрела мертвенно-серый оттенок и с каждым годом всё больше отдает каким-то нездоровым ароматом. Растущая прибрежная часть водного зеркала зловонно цветет, превращаясь в болото. Отдых в период летних отпусков на Севане обходится непомерно дорого, и неудивительно, что наши граждане предпочитают турецкое или грузинское побережье. Ну а неповторимый по красоте и вкусу ишхан остался лишь в ностальгических воспоминаниях.
Вообще, вся озёрная зона создает тягостное ощущение дискомфорта. Кажется, что любимый природный красавец оказался в оккупации, и завладевшие им чужеземные захватчики демонстративно попирают наше достоинство. Когда едешь по берегу Севана, на глаза то и дело попадаются довольно странные и вычурные названия «объектов», не имеющие ничего общего ни с Арменией, ни с армянским языком. Тут вам и «Майами-бич», и «Лаванда-сити», и «Малибу», и «Бест вестерн богемиан ресорт» и прочие изыски подобного рода. Они красуются вдоль автотрассы как наглядные свидетельства убогой фантазии, невежества и кичливого тщеславия своих хозяев, и не способны вызывать ничего кроме саркастических улыбок немногочисленных туристов.
Но беда не только в жалком интеллектуальном уровне и карикатурной показушности нашего бизнес-бомонда. Горечь и озабоченность вызывает главным образом само государственное отношение к ценностям родной природы. Невольно задаешься вопросом: неужели олицетворением севанской прелести отныне будут какая-то костлявая рыбёшка и далеко не аристократическая закуска к пиву, каждый час ухудшающие экологию озера? Неужели караси и раки – достойная замена ишхану и кристальной озёрной чистоте?
Но ведь и это далеко не всё, что шаг за шагом убивает Севан. Есть еще и такие болезненные для озера меры, как непропорциональные и не оправданные сезонные попуски воды. В этом году, например, правительство, вдруг, ни с того, ни с сего, решило увеличить их на 150 миллионов кубометров, что почти вдвое больше обычных среднестатистических объемов. Премьер-министр обосновал этот странный шаг якобы ожидаемой сильной засухой и необходимостью обеспечить крестьянские хозяйства Араратской долины поливной водой.
Но, помилуйте, о какой засухе могла идти речь в начале лета, которое, кстати, выдалось довольно дождливым? И кто эту засуху мог предсказать? Трудно поверить, что наши метеорологи, не умеющие толком разглядеть погодные изменения даже ближайших нескольких дней, вдруг обнаружили в себе способность к столь уверенным долгосрочным прогнозам. Трудно поверить и в трогательную заботу о крестьянских хозяйствах, что по официальной версии вынудило к столь масштабному кровопусканию. Пожалуй, гораздо обоснованнее выглядит другое объяснение: должно быть, у рыбных миллиардеров разыгрался аппетит, и для расширения крупнобарышного дела понадобилась вода. Много воды. Севанской воды...
... Всякая здоровая и разумная предпринимательская инициатива, несомненно, может и должна рассчитывать на всестороннюю поддержку. И государство для того и существует, чтобы обеспечивать оптимальный баланс частных и общественных интересов. Оно обязано гарантировать сохранность природы от малейших посягательств и от любых идей сиюминутного обогащения, наносящих невосполнимый ущерб стране и народу. Никто не давал ему права идти на поводу чьих бы то ни было личных амбиций, алчности или тщеславия.
Нет слов, рыбный бизнес, который в наших природных условиях может процветать лишь на основе искусственных водоемов, - хорошее дело. Но поощрять и развивать его следовало бы при непосредственном участии и неусыпном контроле государства. Хотите развивать прудовые хозяйства? Пожалуйста, флаг вам в руки. Только сначала вложите деньги в создание необходимой инфраструктуры, постройте водонакопительные ёмкости, снабдите их надежными коммуникациями и эффективной технологической базой на непригодных для сельского хозяйства землях. Слава Богу, при современном уровне науки и техники это вполне решаемая проблема. Ну а затем уже используйте на здоровье талые воды, которые в огромном количестве образуются из снежных шапок, покрывающих каждую зиму наши горы. Вот тогда ваш бизнес будет выгоден не только вам самим, но и стране и обществу. Вот тогда он не будет душить и гробить нашу природу.
Но нет, у нас, конечно, предпочитают более короткие, простые и почти совсем не затратные пути. Зачем городить весь этот огород, если можно договориться с правительством по давно известной и безотказной схеме? Согласовываем сумму отката, оплачиваем звонкой монетой, и порядок – нужные гектары выделены и шлюзы открыты. Стригите себе, господа, столь желанное «бабло». А экологические проблемы Севана и медленная смерть Араратской долины пусть остаются предметом тревоги тех немногих чудаков, которые еще носят в сердце боль о попранном достоинстве и утраченной национальной чести.
Кстати, здесь, в Араратской долине, насилующие нашу природу «муки», «лфики» и носители других кликух разводят не только прудовую эрзац-форель и стерлядь для небогатого армянского рынка. Гораздо более доходную и престижную статью их совместного с российской братвой бизнеса составляют авторитетные деликатесы – осётр, севрюга и белуга, предназначенные почти исключительно для вывоза за пределы Армении. Логика проста и понятна: местным аборигенам ценная рыба не по карману. Но это так, к слову, - всё о том же достоинстве и чести...
...В глубине души, мы, армяне, мечтаем, чтобы когда-нибудь, пусть уже и не при нашей жизни, Армения вновь обрела бы всё, что потеряла на трудном пути истории. В том числе – и озеро Ван, нутро и окрестности которого богаты чудесными дарами Творца. Известно ведь, что только в ванской воде обитает необыкновенная рыба – тарех, и только здесь, в окружении Вана, водятся удивительные кошки единственной в мире уникальной породы. Из существующего многообразия кошачьего семейства только у ванских кошек глаза разного цвета и только они умеют и любят плавать.
Но не дай Бог, если и тогда, в вожделенном будущем, среди нашей нации будут процветать и властвовать те, кто привык насиловать родную природу ради наживы. Страшно подумать, что из озера может навсегда исчезнуть знаменитый тарех, а уникальные ванские кошки могут быть распроданы на базарных торгах очередным привилегированным монополистом или окажутся в личных зоопарках толстосумов, не имеющих ни совести, ни чести.
Среди наших традиционных врагов бытует мнение, что воевать с армянами не имеет смысла. Они вполне способны сами загубить свою страну и извести себя собственными руками. И похоже, люди именного такого сорта делают погоду в стране. Люди, для которых набитость собственного кошелька намного важнее достоинства страны и чести нации. Стыдно сознавать, но происходящее сегодня с Арменией удивительным образом подтверждает, что это не досужий вымысел, а убийственная правда.
Аркадий Вартанян