Как уже писала “РА” в предыдущем номере, на днях экс-министр иностранных дел, ныне депутат НС от РПА Вардан Осканян был приглашен в Службу национальной безопасности для дачи показаний в качестве свидетеля в рамках уголовного дела, возбужденного по признакам ч.3 ст.190 Уголовного кодекса РА (легализация доходов, полученных преступным путем - отмывание денег), которое касается деятельности созданного и возглавленного г-ом Осканяном после отставки с поста главы МИД фонда “Сивилитас”.
Затем события начали развиваться стремительно: вчера г-н Осканян из свидетелей был переквалифицирован в подозреваемые. Он просто проявил во время беседы со следователями партизанскую стойкость, не ответив, практически, ни на один вопрос, что, согласно законодательству, и привело к автоматическому изменению статуса его участия в этом деле.
Не беремся судить, виновен ли г-н Осканян в инкриминируемых ему деяниях, или в силу сложившихся обстоятельств оказался в центре криминальных событий. Касаемся же этой темы по той лишь простой причине, что его имя напрямую связано с партией “Процветающая Армения”, занявшей по числу полученных мандатов второе место на состоявшихся 6 мая парламентских выборах.
В последние дни в прессе муссируются слухи, что, якобы, после выборов лидеру ППА Г.Царукяну властями было предложено не приводить Осканяна в парламент, но последний настоял на своем и, якобы, заявил, что в крайнем случае выйдет из рядов ППА и останется независимым парламентарием, и даже пригрозил поднять вселенский шум, если его попытаются лишить мандата народного избранника.
Заметим, что слухи эти начали муссироваться в конце минувшего - начале этого месяца, а уголовное дело СНБ было возбуждено 25 мая, о чем, конечно же, г-н Осканян не знать не мог. Тем более, что задолго до этого, еще в ходе возбуждения дела, кое-какие вопросы ему, наверняка, были адресованы. Так что комментарии, как говорится, излишни...
Ныне экс-министр и депутат пытается представить дело так, якобы, все это имеет политическую подоплеку, что власти, якобы, пытаются оказать на него давление за оппозиционные выступления. Кстати, в связи с этим делом пресс-секретарь партии ППА Т.Уриханян заявил, что ни один закон не нарушен.
Сразу после выборов в определенных кругах и СМИ муссировались слухи, что ППА вступила бы в коалицию (здесь есть немало депутатов-бизнесменов, не говоря уже о лидере-олигархе, которым совершенно невыгодно, мягко говоря, не быть рядом с властями), не будь позиции Осканяна, чересчур много говорящего к месту и не к месту. Можно было бы не принимать все это на веру, расценив как очередную газетную утку, однако развитие событий последних дней свидетельствуют, что Осканян действительно стал головной болью для второй по численности парламентской партии, которая, к слову, ни словом пока не обмолвилась по поводу событий, разворачивающихся вокруг Осканяна.
Кстати, наш прогноз о том, что, если очень постараться, г-н Осканян непременно использует упомянутое уголовное дело для создания себе ниши на политическом поле и, почему бы нет, создания рейтинга, начинает приобретать очертания реализованности. Любой человек, особенно вступивший на политическую арену, старается собственные экономические грехи представить обществу как давление властей за политические взгляды, что и делает ныне г-н Осканян, не дожидаясь завершения дела. Помимо его стараний застолбить нишу на политическом поле, ему помогает и пресса, которая не может просто обойти эту тему. Уже озвучивается вопрос, войдет ли Прокуратура в НС с ходатайством о привлечении его к уголовной ответственности, что автоматически лишит его депутатской неприкосновенности - примеров тому в истории отечественного парламентаризма достаточно.
Впрочем, весьма возможно, что дело до этого не дойдет. И спустя какое-то время все забудется, а на вопросы журналистов правоохранительные органы ответят, что дело находится в стадии расследования. И так на протяжении нескольких лет. Таких примеров тоже хватает.
Конечно, и Осканян, и ППА в целом прекрасно понимают, что на совершенно пустом месте невозможно было создать уголовное дело, которым, к тому же, занялась бы Служба нацбезопасности. Дыма без огня не бывает. Соответственно, и о политической подоплеке говорить не приходится: человек подозревается в причастности к экономическим махинациям, потому и спешит заявить, что подвергается политическому преследованию.
...Следя за предвыборной агиткампанией, можно утверждать, что г-н Осканян был избран (либо это была его собственная инициатива), как человек, критикующий власти. Не думаю, чтобы это получилось спонтанно. Г-н Осканян родился и вырос за пределами Армении, его армянский язык сильно отличается от местного, тем более литературного языка. Неоднократно освещая его пресс-конференции, по собственному опыту знаю, как трудно понять его устную речь. Во время предвыборной кампании, чтобы полностью понять его выступление, люди очень напрягались, и в память западали лишь отдельные резкие высказывания. Но ведь агиткампания уже давно завершилась...
Общественность помнит, конечно, инцидент, происшедший с Гагиком Царукяном на одной из предвыборных встреч, когда в объектив молодой журналистки попал пистолет на поясе лидера ППА. Когда пресса начала поднимать шумиху, активные члены партии заявили, что это был какой-то супернавороченный телефон, а вовсе не пистолет. Спустя же некоторое время, совершенно не к месту, да еще в эфире, г-н Осканян заявил, что это был пистолет. И общественность так и не узнала, был ли мальчик?.. Очень возможно, что нынешние заявления г-на Осканяна - из той же области.
Гоар САРКИСЯН, "Республика Армения"