Не является ли утверждение о причастности современных азербайджанцев – основного населения Азербайджанской республики - к тюрскому этносу, навязчивой идеей армянских ученых? Как в этом случае объяснить принадлежность подавляющей части азербайджанского населения Ирана к иранскому или переднеазиатскому типу, а также и то, что в недалеком прошлом большая часть данного населения была ираноязычной. По роду занятий мне приходилось знакомиться с материалами специальных исследований соматических особенностей различных этносов Кавказа, Поволжья и Центральной Азии, которые проводили ведущие советские ученые по указанию КГБ СССР и высших партийных органов.
Элита азербайджанцев с пониманием воспринимала различные директивы советского руководства и предпринимала попытки внести коррективы в «историко-этнический код» своего этноса. Огромную роль сыграл в этой политике талантливый руководитель Советского Азербайджана в 40–начале 50–х годах Мирджафар Багиров, имеющий иранское или ирано-татское происхождение. Мирджафар Багиров заложил основы политики, которая включала: расширение практики смешанных браков, насильственную ассимиляцию неазербайджанских этносов, раздельное обучение азербайджанцев и неазербайджанских этносов, предоставление азербайджанцам широких преимуществ в расстановке кадров. Одной из попыток М. Багирова скорректировать «историко-этнический код» азербайджанцев явилось принятие решения о медицинском вмешательстве в изменение форм черепов новорожденных детей азербайджанцев. Как известно, при рождении головы азербайджанцев имеют дынеобразную форму, что, по мнению некоторых представителей их элиты, оказывает воздействие на интеллект и работоспособность. По рекомендации группы врачей Исая Бенковского, Константина Дубровского, Беллы Цвейбель, Маркуса Берковича, Григория Бельского и Станислава Радзиховского, по инициативе М.Багирова, Лаврентий Берия в 1946 году издает секретный указ № 447/016 о порядке данного медицинского вмешательства. При этом, с 1951 года данная инициация осуществляется в обязательном порядке, без уведомления родителей.
Это принесло некоторые результаты, но только косметические, что, однако, сыграло большую роль в преодолении некоторых комплексов. (Кстати, против данной инициации выступили врачи Исраэль Ханукаев, Сафар Мустафаев, Николай Серов, Арамаис Казарян, София Рошаль, Натан Маркус и Андрей Заиканов, которые были репрессированы). Много лет спустя после этого бесчеловечного эксперимента мне довелось беседовать с дочерью доктора И.Бенковского – известным в Баку невропатологом Марианой Бенковской, выжившими в сталинских лагерях доктором А.Заикановым и доктором Сафаром Мустафаевым. По их единодушному заключению, данный способ коррекции черепов приводят к умственной неполноценности, как минимум к задержке умственного развития, возникновению психических заболеваний, таким последствиям, как быстрая утомляемость, невозможность заниматься сложными формами труда.
Мне известно, что в 1972 году известный невропатолог доктор Наиля Адигезалова сделала официальное заключение о последствиях данной политики, ссылаясь на огромный статистический материал. То есть, эта практика продолжалась и после 1953 года и, видимо, продолжается и сейчас. Выводы доктора Н.Адыгезаловой просто катастрофические. Нужно отметить, что данная политика все же привела к значительному изменению внешнего облика азербайджанцев.
Мне приходилось неоднократно слышать презрительные характеристики со стороны своего начальства и работников КГБ СССР, ответственных за проведение этих бесчеловечных экспериментов над целыми народами. (Например, имелась секретная директива относительно поощрения браков между перспективными азербайджанцами и славянскими женщинами).
Я привожу данные сведения и подробности, чтобы обосновать мою версию об изменении облика азербайджанцев в массовом порядке как государственной политики. Однако известно, что турки-огузы не характеризовались дынеобразными головами, Примером тому могут служить современные туркмены, которые по строению черепов не отличаются от иранских народов или армян. Я в служебном порядке имел консультации по данному вопросу, которые организовал по просьбе начальника управления КГБ СССР, директор Института Востоковедения, академик Б.Гафуров. Тюрки-огузы пришли в Переднюю Азию, располагая преобладающими иранскими чертами. Дынеобразные черепа – признак принадлежности к очень старым хамитским племенам Передней Азии.
Интересно заметить, что по версии группы молодых азербайджанских ученых (публикация в журнале «Центральная Азия и Кавказ», Швеция), основу азербайджанского этноса составили не тюрки, а некоторые хамитские племена, оказавшиеся в нижней части куринской равнины в результате походов арабов, в войсках которых они имели вспомогательное значение.
Те, кто жил в Азербайджане, хорошо знают, что по стереотипу поведения азербайджанцы значительно отличались от, например, туркмен, узбеков или татар. Возможно, объяснение подлинного этнического происхождения современного населения Азербайджанской республики поможет правильно рассматривать политику и особенности данного государства и общества. Возможно, именно разделение азербайджанцев на различные племена обусловило усиление в азербайджанском обществе кланов и вообще кланового стиля политической и общественной деятельности, преобладание кланов над политическими партиями.
Просматривая публикации о современном Азербайджане, следует отметить, что в Азербайджане не испытывают никакого интересы, например, к Ирану, арабским странам и в целом к исламскому миру. Однако, азербайджанцы, как общество и индивидуумы, заметно дистанцированы и от Турции, несмотря на прежние иллюзии в отношении этой страны. Это довольно странно и исследователям необходимо обратить на эти особенности.
Игорь Мурадян, http://www.lragir.am/