Армяне желают получить все, не предлагая ничего взамен. Об этом в ходе встречи с послом США в Армении Мари Йованович заявил ее грузинский коллега Григорий (Григол) Табатадзе, согласно депеше Йованович от 26-го февраля 2010 года, опубликованной известным сайтом WikiLeaks.
«Посол Грузии в Армении Григорий Табатадзе считает, что армянское правительство постепенно увеличивает свои требования к грузинскому правительству по вопросам демаркации границ и армянских церквей Грузии, пользуясь слабостью и уязвимым психологическим состоянием Тбилиси после августовской войны 2008 года с Россией. Ни правительство Армении, ни армяне Грузии не ценят все то, что грузинское правительство сделало для них, а просто требуют все больше и больше, подчеркнул посол. Табатадзе также заявил, что если правительство Армении будет продолжать в таком же духе, то министерство иностранных дел Грузии считает необходимым закрыть границу, чтобы удостоиться внимания Армении».
«В ходе обеда с послом Йованович, 16 февраля, посол Грузии в Армению Григорий Табатадзе изложил свою точку зрения относительно армяно-грузинских отношений. Стороны обсудили многочисленные вопросы относительно границы, пограничного сотрудничества, армянских церквей Грузии, образования для нацменьшинств, а также ситуации в Самцхе-Джавахети (пограничный регион большинство населения которого, составляют этнические армяне Грузии, называя регион Джавахком). Двумя главными утверждениями Табатадзе были то, что армяне не ценят всего того, что правительство Грузии сделало для них, и то, что армяне постоянно требуют все больше и больше, не предлагая ничего взамен. Тем не менее, правительство Грузии с нетерпением ждет неофициального визита президента Сержа Саргсяна в конце февраля, когда он и президент Грузии Михаил Саакашвили посетят лыжный курорт в Грузии и обсудят вопрос делимитации границы, а также другие проблемы, представляющие взаимный интерес».
««Все что мы хотим от правительства Армении – произвести делимитацию границы» - заявил Табатадзе. Он отметил, что армяне требуют чрезмерно много в переговорах по делимитации границы, и хотят переместить границу таким образом, чтобы получить больше территории, не предлагая взамен другой территории в качестве компенсации. Когда посол США отметила, что Армения потеряла около 700 гектаров территории в ходе последней официальной делимитации границы в 1934 году и желает в первую очередь приравнять свою потерю, Табатадзе отметил, что подобного он никогда не слышал от правительства Армении.
По словам Табатадзе, правительство Грузии считает разрешение сельчанам обеих сторон границы пересекать границу по их желанию, чтобы работать на землях, нарушением своего суверенитета и поощрением коррупции и другой нелегальной деятельности. «Мы более не являемся несостоявшимся государством», - подчеркнул Табатадзе. По словам Табатадзе, возможно, правительство Грузии продемонстрирует гибкость в этом вопросе, однако ему необходимо больше деталей относительно того, кому будет разрешено пересечение границы, насколько далеко им позволяется передвигаться по территории Грузии, а также кто будет заниматься управлением данных пересечений.
В вопросе пограничного сотрудничества, как утверждает Табатадзе, Грузия делает больше, чем Армения. В области энергетики, Грузия завершила строительство более 200 километров высоковольтных линий, чтобы соответствовать стандартам договора по соединению электросетей двух стран, в то время как Армения не построила ни одной линии. Относительно дороги Ереван-Гюмри-Бавра-Ахалкалаки-Ахалцха-Шуахеви-Батуми, Табатадзе отметил, что грузинское правительство сделает все необходимое, и грузинской стороне осталось построить лишь 80 км. дороги, оставив армян далеко позади. В то время как правительство Армении считают данную дорогу «региональным проектом», правительство Грузии так не считает, поскольку ставя дорогу в региональную категорию, автоматически сделает ее наивысшим приоритетом Грузии, а правительство желает больше гибкости.
Мнение Табатадзе, согласно которому «армяне желают получить все, не предлагая ничего взамен» распространяется также «на вопрос грузинских церквей, которые требует Армянская Апостольская Церковь». Табатадзе отметил, что правительство Грузии послало дипломатическую ноту армянам, с предложением создать комиссию, которая обсудит вопрос церквей, однако ответа от правительства Армении не поступило. Посол Йованович указала на тот факт, что в действительности правительство Армении ответило и потребовало от грузин доказательств, что данные церкви по традиции принадлежат Грузинской Православной церкви. Грузинский посол согласился, что ответ поступал, однако он воспротивился, подчеркнув, что армяне должны сами в первую очередь доказать, что данные церкви принадлежат им, ведь именно правительство Армении претендует на них. «Нам не нужны эти церкви. Все знают, что это армянские церкви», - заявил Табатадзе, добавив, что было бы справедливо, чтобы грузины получили в свою очередь свои церкви. В частности, он указал, что «неиспользуемые грузинские церкви в северной Армении, которые на данный момент находятся на государственном учете правительства Армении». По словам Табатадзе, несмотря на то, что там не проживают этнические грузины, которые могли бы пользоваться данными церквями, важен принцип равного обмена, и, возможно, Грузинская Православная церковь смогла бы установить там свои монастыри.
Табатадзе утверждает, что «что в «Самцхе-Джавахети» были и всегда будут сепаратистские настроения». По словам посла, ни один представитель правительства Армении не воспринимает такие сепаратистские претензии всерьез. Табатадзе отметил, что в разговоре с отдельными лицами парламента Армении, последние сообщили, что армяне рассматривали вопрос вторжения в Самцхе-Джавахети в 1989 году, однако их удержали русские. Вместо этого, армяне затем сфокусировались на возврате Нагорного Карабаха. Табатадзе отметил, что приверженность правительства Грузии к возврату турок-месхетинцев, которые были депортированы из Самцхе-Джавахети в 1944 году Сталиным, также вызывает напряжение. Этнические армяне выступают против возврата турок-месхетинцев, сообщил Табатадзе.
Правительство Грузии пытается идти навстречу этническим армянам в Самцхе-Джавахети, позволяя им изучать собственный язык. По его словам, правительство Грузии предоставляет средства 144-ем армянским школам, в большинстве в Самцхе-Джавахети, где даже экзамены принимаются на армянском языке. Этим ученикам предоставляется дополнительное время для изучения грузинского языка до поступления в университет. Затем, Табададзе указал на то, что в Армении есть всего одна школа для всех нацменьшинств. Когда посла Грузии спросили, сколько детей, грузин по национальности, есть в Армении, которые бы нуждались в подобной школе, Табатадзе отметил, что их несколько, поскольку «все хотят учиться в Тбилиси». Табатадзе отметил, что в силу щедрой политики Грузии в отношении нацменьшинств, президент Саргсян предложил грузинам сделать армянский «региональным языком».
Доминирующей темой для грузинского посла было то, что «армяне, которые находятся в зависимости от Грузии в вопросах торговли, доступа к товарам и топливу, не ценят всего того, что грузины сделали для них и им безразличен тот факт, что грузины не получают никакой выгоды от своей работы во благо Армении». К примеру, Табатадзе привел ожидаемое открытие КПП Верхний Ларс 1 марта на российско-грузинской границе. Грузины вели переговоры с русскими, чтобы последние открыли границу по просьбе армян, с надежной на то, что правительство Армении продемонстрирует большую гибкость в вопросе демаркации границы. Он утверждал, что Грузия ничего не выигрывает от открытия данной границы. Посол США в Армении указала на то, что правительство Грузии получит тарифы и оплату за услуги за товары, переходящие через границу и транзитом через Грузию.
Более чувствительным вопросом для правительства Грузии является предоставления привилегий полетам над территорией страны, и данным путем поставляется оружие, купленное правительством Армении у России. По словам Табатадзе, правительство Грузии позволяет свободно поставлять данное оружие в качестве услуги армянам. Он добавил, что армяне закупают больше оружия, чем позволяет их военный бюджет. Он спросил, считает ли правительство США, что некоторая часть данного оружия предназначена для Ирана или российской базы в Гюмри. Посол Йованович отметила, что США разделают озабоченность правительства Грузии относительно региональной гонки вооружений, однако добавила, что правительство Соединенных Штатов проверили все данные возможности и считает, что вооружения предназначены для Армении.
Табатадзе считает, что правительство Армении преднамеренно оказывает давление на грузин по всем вышеотмеченным вопросам, поскольку армяне считают, что после войны с Россией Грузия слаба и находится в уязвимом психологическом состоянии. Он также придерживается того мнения, что русские, в рамках своей кампании против Грузии, подталкивают правительство Армении, чтобы последнее предъявляло столько требований. Табатадзе признался, что давление Армении непонятно для грузин, которые неоднократно заявляли правительству Армении, что решат эти вопросы. «Нам просто необходимо время», - заявил он. Табатадзе предупредил, что министерство иностранных дел Грузии считает, что следует преподать урок Армении, закрыв границу с ней, если Армения будет продолжать свои максималистские требования. «В один день, мы можем закрыть границу», - заключил Табатадзе.
Комментарий посольства США в Ереване: Это был первым всеобъемлющим разговором посла США с Табададзе, который является опытным дипломатом и приятной личностью. Очевидно, он считает, что Грузия не получает хорошие комиссионные от Армении, и что Армения играет вне правил, когда жалуется иностранным дипломатам относительно их двусторонних проблем. Посол отметила, что страны часто ищут содействия извне, когда не могут разрешить проблемы в двустороннем порядке, и что Грузия поступает именно так в отношении проблем с Россией. Посол отметила, что обсужденные вопросы являются не только предметом беспокойства Армении, но и диаспоры, которая часто поднимает их не только в Госдепе, но и в Конгрессе США.
Комментарий посольства США в Тбилиси: Кроме как утверждений Табатадзе, мы никогда не слышали, что кто-либо в министерстве иностранных дел, или в правительстве Грузии, серьезно предлагал закрыть границу с Арменией. В то время как данный шаг действительно привлечет внимание Армении, на других уровнях он не будет иметь никакого смысла. Это будет большим негативным явлением с точки зрения общественного мнения, а также для грузинского бизнеса. Вдобавок, это создаст сложности в попытке «продажи» Грузии потенциальным иностранным инвесторам, как хорошее место для бизнеса, и остановит «региональные» операции, которые могут перейти на армянский и азербайджанский рынки. Это также противоречит усилиям грузин в попытки достижения согласия с Россией по открытию пограничного пункта Верхний Ларс - шаг, который принесет выгоду больше Армении, нежели Грузии».
ARMENIA Today