Недавно я беседовал с конституционалистом Варданом Погосяном, и у меня возник вопрос: может быть, следовало специально прописать, что «правительство (премьер-министр), Национальное собрание и суды не имеют права решать, кто должен быть Католикосом Всех Армян, епископом или священником, кто должен быть предстоятелем епархии и кого можно лишать сана, а кого — нет»?
Это моё «предложение» обусловлено тем, что представители партии «Гражданский договор» (в том числе с юридическим образованием) «не понимают» статью 17 Конституции РА: «В Республике Армения гарантируется свобода деятельности религиозных организаций. Религиозные организации отделены от государства». Членам «ГД», якобы, непонятно, что означает «гарантировать свободу» и что означает «отделены». Поэтому, вероятно, для них нужно «разъяснить»: из этой статьи следует, что премьер-министр, парламент и суды не должны заниматься назначением и освобождением католикоса и других духовных лиц.
В иных обстоятельствах подобное разъяснение мог бы дать Конституционный суд, но поскольку и этот суд находится в кармане Пашиняна, в его разъяснении тоже будет написано, что всё OK. Кстати, в ответ на моё «предложение» Вардан Погосян сказал, что и это бы не помогло, потому что Пашинян скажет: «Да, так написано, но поскольку меня избрал народ, я могу делать всё, что захочу». Действительно, это вполне в стиле лидера «бастиона демократии».
Другой блестящий специалист по государственному праву, покойный Владимир Назарян, говорил, что законодательство невозможно разрабатывать, исходя из презумпции безумия. Действительно, невозможно писать законы или конституцию, рассчитывая на то, что может прийти в голову тому или иному безумному диктатору. Ни один закон не может предусмотреть ситуацию, когда глава исполнительной власти настолько обнаглел от безнаказанности, что считает себя вправе менять католикоса.
Здесь одних лишь написанных законов недостаточно. Необходим определённый уровень правового сознания общества. А наши граждане в этом плане не отличаются высокой грамотностью. Несколько дней назад один человек написал мне, что упразднение института военных священников было правильно — мол, чьи приказы должны выполнять солдаты: командира или духовного лица, служащего в армии? Этот гражданин считал, что военный священник отдаёт приказы.
Арам АБРАМЯН, Aravot.am