Интерес Британии к Армении и Закавказью в целом стал проявляться уже давно. Сразу после падения Союза англичане уверенно внедрились в сферу добычи азербайджанских углеводородных ресурсов и это стало стартовой площадкой для поэтапного расширения их военно-политического влияния.
В Армении (да и вне нашей страны) активным проводником британских интересов несколько лет был президент Армении олигарх Армен Саркисян. Он утверждал, что накоротке знаком с будущим монархом, а тогда ещё принцем Чарльзом. И, думается, главной заботой этого деятеля был отнюдь не национальный интерес, а свой собственный, личный, материальный.
Британцы Саркисяна ценили, но его отнюдь не добровольная отставка для них тем не менее трагедией не стала. Незаменимых, как известно, нет! И Лондон продолжал и продолжает целенаправленно расширять свои позиции, тем более что ставки в последнее время стали намного весомее и серьезнее.
Мы уже писали о том, что относительно недавно новым начальником знаменитой британской спецслужбы MI6 (Secret Intelligence Service) стала Блейз Флоренс Метревели.
В наши времена на Западе принято говорить и действовать в парадигме так называемого «гендерного равенства», но вот в случае с назначением миссис Метревели это не имело значения. Главной причиной выдвижения сей «железной леди» британский разведки стал ее опыт многолетней работы на восточном направлении — том самом, которое традиционно, ещё со времён колонизации Индии и борьбы с Россией за Среднюю Азию считалось в Лондоне приоритетом номер один.
Сегодня, на новом витке исторического развития, этот приоритет вновь актуализировался, чему имеются очень существенные причины.
Как известно, в последние годы Китай настойчиво продвигает идею «Один пояс — один путь», то-есть идею возрождения Великого Шелкового пути, который, как и некогда, должен пройти от западных рубежей Поднебесной до Босфора по территории центральноазиатских стран и — внимание! — Азербайджана. Неслучайно нынче Центральная Азия и Азербайджан стали рассматриваться практически как единое логистическое пространство.
В свете этого вполне естественно, что Лондон назначил своего первого военного атташе- резидента в Баку и практически одновременно принял решение о снятии эмбарго на поставки вооружения на Апшерон. Мало того, Британия и Азербайджан подписали программу двустороннего военного сотрудничества.
Все это имеет самое непосредственное отношение к нашей стране. Альбион отлично понимает, что без включения Армении в новый региональный расклад, преобразования, образно говоря, из «страны-барьера» в «страну-перекрёсток» планы установления контроля над Срединным коридором и над торговым взаимодействием Китая с Европой будут под постоянной угрозой.
Кстати, понимают это и в Астане, для которой реализация Китайской инициативы коридора видится очень важным шагом в плане диверсификации своих внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Именно в свете этого следует рассматривать похвалы, расточаемые Астаной в адрес премьер-министра Никола Пашиняна, награждение его казахстанским орденом.
Похвалами и наградами дело, разумеется, не ограничивается. После долгих лет жестокой блокады Армении президент Алиев как бы ослабил удавку: разрешил транзит по своей территории предназначенных Армении железнодорожных грузов. Одновременно начались переговоры о возможном экспорте в Армению азербайджанских нефтепродуктов. Даже Грузию к этим процессам пристегнули: Тбилиси обещает бесплатно(!) пропустить по своей территории первый состав с апшеронским топливом для Еревана.
Не вызывает никаких сомнений, что за всем этим зримо просматривается британский контур. Доказательства очевидны. Ведь понятно, что все эти планы могут быть беспрепятственно реализованы лишь в случае сохранения политического статус-кво в Армении. В этой связи британский госминистр по делам Европы, Северной Америки и заморских территорий Лио Дауни заявил, что его страна «готова вместе с международными партнерами защищать избирательную систему Армении от любых попыток внешнего вмешательства, включая возможные действия со стороны России…Мы будем пресекать любые попытки манипулирования информацией или вмешательства извне», — подчеркнул Даути.
А буквально на днях Армения обратилась к ЕС за помощью в предотвращении внешнего вмешательства в выборы, сообщила глава европейской дипломатии Каллас.
Добавим, что во время визита английского министра обороны в Ереван стороны начали рассмотрение возможных совместных проектов в области военного образования и кибербезопасности.
Тут важно понимать, что в контексте воздействия на формирование новых региональных реалий и борьбы за контроль над новым Шелковым путём Лондон не является полностью самостоятельным игроком. За всеми его действиями так или иначе стоит Вашингтон, который не всегда хочет подчеркивать свою роль. Ведь все происходящее — это, по сути, постепенное выдавливание из Закавказья России, минимизация ее роли. А президент Дональд Трамп, как известно, позиционирует себя в качестве деятеля, желающего начать сближение с Москвой, отказаться от негатива, накопившегося в двусторонних отношениях. Поэтому-то в данном случае «на амбразуру» бросают «младшего брата», Англию.
Учитывая, что помимо Срединного коридора по территории Закавказья должен пройти и коридор Север-Юг, понятно, что коллективный Запад совершенно не склонен отдавать регион под безальтернативный контроль России или Китая. Это обстоятельства полностью об’ясняет происходящие события и растущую вовлечённость в них Армении.
"Новое время"