Второй президент Республики Армения Роберт Кочарян дал интервью информационной программе «Айлур» на «5-м канале». В интервью были затронуты вопросы безопасности, внешние и внутренние проблемы Республики Армения. Предлагаем ознакомиться с главными тезисами ответов Роберта Кочаряна на заданные ему вопросы.
- Тема Зангезурского коридора или дороги появилась в заявлении от 9 ноября по просьбе Азербайджана как асимметричная альтернатива Лачинскому коридору. После закрытия Лачинского коридора эта тема не должна была существовать.
- Потеря Карабаха в первую очередь связана с тем, что Армения отказалась выполнять 9-ый пункт заявления, заявив, что понимает его по-другому. За этим последовало закрытие Лачинского коридора и потеря Карабаха.
- С геополитической точки зрения получается, что Армения сама превращает свою территорию в спорную, поскольку другие государства обсуждают создание коридора через ее территорию. США обсуждают это с Турцией, Турция – с Азербайджаном, а она сама не в теме.
- Государство не может передать свои функции частной компании. Сравнение с аэропортом Звартноц абсурдно: там есть бизнес, и территория аэропорта полностью находится под контролем государства. Если вдруг на этой дороге произойдет авария, будут жертвы, преступления, дорожная полиция какой страны будет этим заниматься, суд какой страны будет рассматривать дело?
- Сейчас не то что грозят уступки, а, по сути, их уже обещали. Не сомневаюсь, речь идёт о коридоре. Убеждён, что Алиев говорил именно о том, что он говорил с Пашиняном в Абу-Даби.
- Алиев получил от Пашиняна исполнение всех своих желаний. Никол Пашинян сначала отказывается, затем делает шаг-другой назад, а затем соглашается на все требования Алиева. Теперь Алиеву нужен полностью контролируемый им коридор. Он надеется и уверен, что Пашинян пойдёт на уступки и в этом вопросе.
- Если речь идёт о парафировании, значит, разногласий много, а соглашения на подпись нет. Предположительно, перед выборами дадут какую-то бумажку, которая не может иметь никаких правовых последствий и обязательств. Слово «парафировать» – очередной термин для запудривания мозгов, и ни один уважающий себя человек не может воспринимать его всерьёз.
- Сейчас обсуждается так называемое мирное соглашение, которое подразумевает выполнение ещё нескольких условий, для чего, как объявляется на самом высоком уровне в Баку, Армения должна внести конституционные изменения, а Минская группа должна быть распущена.
- Предполагаю, что в преддверии избирательных процессов азербайджанская сторона предоставит Армении бумагу для парафирования, чтобы повлиять на определённые массы.
- Три лозунга революции 2018 года: социальная справедливость, борьба с коррупцией и демократия. Пашинян пришёл на них и предал эти идеи. В обещаниях не было никакой мирной повестки. Для народа, испугавшегося поражения в войне, повесткой стала тема мира.
- Власть, потерпевшая неудачу в вопросе безопасности, создала для себя новую повестку – мирную. Вооружившись ею как флагом, Никол Пашинян переизбрался в 2021 году.
- Рейтинг Никола Пашиняна и «Гражданского договора» резко падает, и он постоянно ищет новые пути для восстановления связи с народом. Но потери фундаментальны и связаны с тем, что основные лозунги революции провалились.
- Уровень бедности в Армении составляет 24%. Это наиболее всеобъемлющий показатель социальной справедливости, и Никол Пашинян не может зафиксировать никакого прогресса в этом вопросе. Поляризация в обществе углубилась, бедные стали беднее.
- Это правительство вместо того, чтобы бороться с коррупцией, возглавило ее, и успешно, и блестяще реализует эту цель. Если раньше была коррупция, то сегодня это грабеж, шедевр коррупции.
- Какое отношение имеет целибат епископов к безопасности страны? Вы не найдете этой связи. Но Никол Пашинян так считает, потому что нужны новые виноватые.
- По сути, это нападение на Церковь, а не на Католикоса. Вспомните, как в 2018 году они напали на командование армии. Утрата доверия к нему настолько ослабила армию, что мы потерпели позорное поражение. Под лозунгом улучшения армии он её развалил. Теперь он делает то же самое с Церковью.
- Почему мы часто не понимаем, что делает Никол Пашинян? Потому что мы армяне, мы смотрим на всё это глазами армянина. Чтобы понять, попробуйте взглянуть на нападение на церковь глазами Эрдогана или Ильхама Алиева. Тогда всё встанет на свои места.
- Наша судебная система находится в позорном состоянии, за исключением нескольких судей, которые всё ещё сохраняют свою независимость. Не очень верю в то, что с помощью судебной системы удастся чего-либо добиться.
- Церковь может оттолкнуть от себя тех, кто начал эту кампанию против неё. Церковь должна понять, что нападение на неё – это не просто прихоть Никола Пашиняна. Она должна обратиться к народу и защитить себя. Уверен, что она получит поддержку как народа, так и политических сил, даже тех, у которых есть разногласия.
- Цель Никола Пашиняна – инициировать долгосрочный процесс, дискредитирующий церковь. Весьма вероятно, что объявленный им митинг не состоится. Если вы думаете, что он может призвать сектантов, то скажу вам: это не так, этого не произойдёт. Они очень равнодушны и не принимают ни Пашиняна, ни Католикоса, ни Армянскую Апостольскую Церковь.
- У Никола Пашиняна сегодня нет мобилизационного ресурса, чтобы выйти на улицу. Он не может собрать столько людей для проведения заявленной операции. Церковь никогда не будет разжигать конфликты. Поэтому правительство Армении должно пойти на этот хулиганский поступок, если оно пойдет на это.
- То, что произошло с Самвелом Карапетяном, – вопиющая неблагодарность по отношению к благотворителю, бизнесмену. Это большой удар по благотворительности как институту.
- В ситуации, когда иностранные инвестиции в Армению резко сократились, подобное нападение на крупного инвестора просто глупо. Даже трудно представить себе больший ущерб для Республики Армения.
- Это просто расправа, и, возможно, цель – поставить временного директора в распределительных сетях на время предстоящих выборов, а затем использовать эту систему для избирательных процессов, выжав максимум из этого ресурса.
- По моему прогнозу, власть разрушит работающую систему, потому что я видел, как это было в период государственного управления, когда управленцы, кстати, были гораздо более опытными людьми.
- Очевидно, что Армения проиграет в международном арбитраже, потому что это беспрецедентный уровень, это государственный рэкет. Но в этом случае проиграет государство, и никто из виновных в этом преступлении не возместит убытки из своего кармана.
- Предполагаю, что Самвел Карапетян создаст политическую команду, дополнит её людьми с опытом, возможно, сформирует команду технократов, что станет новинкой на нашем политическом поле.
- Выходом на политическое поле Самвел Карапетян закрывает заявку на новую силу, новое лицо, которое было так востребовано в последние годы: человека, добившегося успеха в жизни, имеющего большое признание и хорошую репутацию. Сегодня на политическом поле действуют две крупные силы: альянс «Армения» и сила, создающаяся Самвелом Карапетяном.
- Никол Пашинян обеспечил Самвелу Карапетяну довольно шумный выход на политическое поле. Возможно, он думал, что тюремные условия сломят бизнесмена, богатого человека, и с ним можно будет заключить сделку. Возможно, он мерит всех своим аршином, оценивая, какие сделки он может заключить, когда сам в беде.
- Сегодняшняя прокуратура – это не часть судебной системы, а пропагандистская машина Гражданского договора. Я не сомневаюсь, что все уголовные дела, возбуждённые против архиепископов, сфабрикованы и бесперспективны.
- Проживающие в диаспоре армяне тоже критиковали меня, и мне никогда не приходило в голову, что армянам из диаспоры можно запретить въезд в Армению. Армения – не мой дом, Армения – дом армянского народа.
- У Никола Пашиняна практически нет шансов на воспроизводство. Конкуренция есть и на оппозиционном поле, и она не всегда здоровая. Наша позиция такова: будь то выборы, очередные или внеочередные, или уличная борьба, мы, несомненно, всегда будем принимать активное и значимое участие в этих процессах.
- Не думаю, что на международной арене есть хоть один серьёзный человек, который продолжает доверять Николу Пашиняну. Ему не доверяют, но пытаются его использовать, и используют успешно.
- Азербайджан довольно осторожно отдалялся от России и сближался с Турцией. После получения Карабаха мотивы для этой осторожности резко ослабли. И теперь Баку показывает, что рычаги влияния России на него резко ослабли.
- Опытный лидер пытается выстроить отношения со страной, чьи возможности по сдерживанию угроз, исходящих от Азербайджана и Турции, будут работать во благо Армении. Руководство же Армении враждебно настроено к России и пытается дружить со странами, представляющими для нас прямую угрозу.
- Мы не должны быть враждебны к Турции. Да, мы должны заключить мир с Азербайджаном, но мы также должны иметь возможность сдерживать его аппетиты в отношении Армении. И тот, кто сдерживает эти аппетиты, – это Россия. У США нет ни такой возможности в нашем регионе, ни подобного желания.
- Сегодня Россия вошла в тройку ведущих геополитических игроков, обладающих к тому же самой мощной и боеспособной армией. Если руководство Армении до сих пор этого не понимает, это просто признак геополитического невежества.
- После 2022 года были созданы условия, которые позволили правительству Армении снизить уровень бедности с 24% до 12%. Если всё так блестяще, как утверждает правительство, почему четверть населения бедствует?
- Политика Пашиняна наносит самый сильный удар по людям, проголосовавшим за него. Этим людям сегодня живётся гораздо хуже. Самая уязвимая группа населения отдала наибольшее количество голосов за эту власть, и в их жизни ничего не изменилось. Даже хуже стало.
- Я не верю, что такой объём наркомании может быть без «крышевания» на самом высоком уровне. Если кто-то из первых 3-4 лиц государства не будет «крышевать», таких объёмов наркомании не будет.
- Выборы неизбежны, они будут. Возникнут ли ситуации, которые ускорят процесс смены власти? Такая возможность есть, да, она не исключена. Но те, кто сегодня больше всего выступает против выборов, больше всего к ним готовятся.