8 февраяля в Университете (Libre de Bruxelles) Брюсселя состоялся показ документального фильма Сержа Аветикяна «Мы пили ту же воду» (Nous avons bu la m?me eau). Фильм был снят в 2008 году.
В фильме запечатлены поездки Сержа Аветикяна на Родину, в деревню Солоз ,близ Бурсы .В первый раз он попал туда случайно, его пригласили в Стамбул на фестиваль театра летом 1987 года. Будучи столь близко от дома предков, он не мог не поехать в деревню его деда Аведа. С этого дня его не переставали мучить воспоминания об изгнанном в 1922 году местном армянском населении, а также оставшийся незавершенным диалог с живущим там населением.
Почти 20 лет спустя Серж возвращается в Солоз. В фильме рассказывается о его трех поездках на землю предков, и после каждой поездки мы замечаем, как местное население меняется и более открыто разговаривает с ним. Есть в фильме сюжет, в котором турок (турок ли?) показывает ему надгробный камень, который он спрятал у себя. Турок часто моет этот камень. Есть в фильме потрясающие кадры: лестница, сложенная из армянских надгробных плит, с высеченными на них армянскими письменами. Некогда эта лестница вела людей к храму, а сегодня она поднимается в никуда. Храм разрушен, и лестница, увенчанная плитой, рассказывающей о жизненном пути армянского священника, упирается в пустоту. Или в небо.
Фильм был воспринят с большим интересом, а после просмотра начались жаркие дебаты.
Надо сказать, что фильм, рассказывающий об истории армяно-турецких отношений, демонстрировался для студентов, будущих политологов, однако кроме них были приглашены все, кого интересует эта тема. Среди присутствующих был первый советник посла Турции в Брюсселе, а также Чингиз Актар, профессор европейских исследований в стамбульском университете «Галатасарай», один из инициаторов сбора подписей под петицией «Я прошу прощения». Естественно, были и армяне.
В своем выступлении Чингиз Актар поведал о том, что в 1894-1923 годах в Турции проводилась политика ксенофобии и этнических и религиозных чисток. Высказался также некий азербайджанец, как он сам сообщил, родом из Армении, близ Еревана. Он не был согласен с тем, что в Османской Турции был Геноцид армян, а также сообщил, что армяне убили в Армении его родителей и до сих пор ему не дают никакой информации. В своем ответе Чингиз Актар заметил: «Можете называть как угодно, но была резня, которую можно назвать Великой Катастрофой». В Анатолии проживало много армян, добавил он, куда они тогда исчезли? И хочу заметить, что после исчезновения армян, весь этот регион до сих пор находится в экономической разрухе. «Армяне имели фабрики, рудники. Когда там не осталось армян, все эти фабрики, рудники были разрушены: турки не знали и не имели понятия, как их надо эксплуатировать, и так до сих пор все остается в запущенном состоянии».
По ходу дебатов выяснилось также, что молодой азербайджанец, так рьяно отрицавший Геноцид армян, родом из Грузии, и его родителей никто в Армении не убивал. Ему пришлось убраться из зала, когда кто-то попрекнул его в неуважении к собственным родителям.
Хотелось бы описать еще диалог между советником посольства Турции и одной армянкой, присутствовавшей на просмотре. Советник вначале выразил свое несогласие с тем, что в Османской Турции был Геноцид армян, а затем посетовал, что «армяне постоянно смотрят назад, а не вперед». В ответ прозвучало: «Я внучка людей, переживших ужас геноцида и чудом оставшихся в живых. И то, что рассказали мои бабушки и дедушки, у которых вы отняли детство и оставили большую рану у них на всю жизнь, оставило также след и раны у нас – их потомков».
Жаль, что за дебатами была забыта лестница в никуда: исключительно яркий символ жизни армян на Родине.
Ирина МАНУКЯН,
Собственный корреспондент Voskanapat.info,
Страсбург-Брюссель