Об этой знаменитой фразе известно давно. Существуют разные вариации этой фразы и разные версии ее происхождения. Одни говорят, что она заимствована из Библии. Другие - что она принадлежит Сократу. Третьи - Монтескье и Гегелю. Четвертые - Жозефу де Местру и Ницше.
САМ Я КАК-ТО ВСТРЕТИЛ ЭТУ ФРАЗУ (уже зная о ней, но не зная автора) в блестящей работе Гегеля "Конституция Германии", написанной в 1798-1802 годах, которая по стилю изложения резко контрастировала с его крайне абстрактными сочинениями "Философия духа" и "Философия религии".
Наверное, все известные вариации этой фразы являются все-таки перефразировками библейского выражения "Не ропщите на своего правителя. Каждый народ достоин своего правителя". Обратите внимание, не правительства (в те времена не было такого понятия), а правителя. Так было сказано изначально. Если правитель - недостойный человек, то народ его достоин, если он его терпит. А если он его не выносит, то он достоин правителя потому, что не способен его прогнать.
Эта фраза применима и к сегодняшним реалиям в Армении. Хотя не все в Армении достойны своего правителя, которого пока официально не выбрали, но разве кто-то сомневается, кто им будет? Потому что не все, кто голосовал, выбрали его. Однако таковы уж законы демократии (о том, насколько выборы были демократичными, разговор отдельный), что он навязан всем остальным тем большинством, которое проголосовало за него. А ведь в их числе не только пашиняновцы, но и те сельские труженики, которые поверили в пашиняновский беспроцентный кредит. Не знаю, за счет каких средств он может это обеспечить, но данное предвыборное обещание точно сработало в его пользу.
Какова будет дальнейшая судьба Армении после второго пришествия Кадж Назара - покажут время, действия оппозиционных сил и здравомыслящей части населения республики. Пока же нас не покидает беспокойство, навеянное печальным историческим опытом и параллелями событий, разделенных во времени. Ниже приводится небольшой отрывок из "Книги историй" Аракела Даврижеци.
"Армянский народ сам своими перстами ослепил себя, ибо необузданностью и непокорностью своей погубил он царство свое, его стали попирать ногами, он стал рабом и пленником иных племен и царей; а когда его настигала какая-нибудь беда, когда, оказавшись в безвыходном положении, не видел помощи ниоткуда, он становился беженцем и разбегался в разные стороны".
Григорий Саиян, "Голос Армении"