Уже совсем скоро мы попрощаемся и с 2017 годом. Поблагодарим его за то, что он был в нашей жизни, и отпустим его в прошлое. А сами вступим в 2018-й. Сей процесс неизбежен и необратим, как сама жизнь.
О традиционном символе проводов Старого года и встречи Нового знают,
думается, все от мала до велика. Ведь речь идёт о Деде Морозе, который
властвует над зимой и, так сказать, творит новогодний промоушен. Таких
Дедов, занятых этим важным делом, целая бригада. Трудится она усердно,
принося радость всем – даже тем, кто, в силу политической конъюнктуры
или должностных перемещений, перестал верить в этих зимних волшебников.
Несмотря
на свой неофициальный статус – а может, как раз благодаря ему,- Деды
Морозы на финише календарного года лихо врываются в наше повседневье, и
мы становимся перед фактом: год-то уже уходит… Под Новый год так хочется
надеяться, что заветные желания наконец-то исполнятся. А кто не просто
ждет, тот берет ручку и бумагу и пишет самое искреннее послание Деду
Морозу.
Например:
“Дорогой Дед Мороз! Очень хочу дрель. Вести себя буду хорошо” (повезло семье с соседями, видать)
“Дорогой
Дедушка Мороз! Подари мне хоть немного адекватности. Честное слово,
очень надо. И сделай, пожалуйста, так, чтобы либо в сутках было на пару
часов больше, либо чтобы я умела высыпаться за 3 часа”
“Дед Мороз, подключи маме стиральную машинку, а то она устала стирать сама!”
“Подари мне, пожалуйста, конструктор Lego City “Болотная полиция”, папе – крепкие нервы, маме – дочку, бабушке – здоровья”
Очень
хочется верить в доброе волшебство. Хотя бы раз в году. Даже когда вы
уже добрались до той возрастной ступеньки, когда Дед Мороз – это вы
сами…
“Мы делаем одно дело, каждый – по-своему”
Как уже было
отмечено, Дедов Морозов набирается неслабая команда. Практически у
каждого народа, даже у тех, в жизни которых зима присутствует чисто
номинально, имеется добрый волшебник, приходящий к детям с подарками в
дни смены календарного «караула». Не является в этом плане исключением и
постсоветское пространство. Бывшие союзные республики могут
похвастаться своими морозными дедами, у каждого из которых – своя фишка.
И интерес к ним проявляется очень даже немалый.
По традиции,
главный ежегодный «слёт» СНГ-овских Морозов имеет место в городе Великий
Устюг Вологодской области РФ 18 ноября – в день рождения главного
российского Деда Мороза. В этом славном городе располагается его
резиденция, где он и встречает коллег со всей России и стран
Содружества, а также многочисленных туристов, зажигает огни на первой
новогодней ёлке в России. А уже потом, посовещавшись и обменявшись
опытом, Деды приступают к делу на, так сказать, подконтрольных им
территориях.
А кто же из них нынче самый популярный?
Заинтересовавшись таким вопросом, российское аналитическое агентство
ТурСтат решило внести ясность в тему и составило рейтинг самых
популярных Дедов Морозов в странах СНГ на зиму 2017-2018 гг. Рейтинг
подсчитывался на основании данных, полученных в ходе анализа
популярности посещений туристами резиденций Дедов Морозов.
В
результате выяснилось, что в лидирующую группу Дедов Морозов, популярных
у туристов в странах СНГ, входят: Дзед Мароз (Беларусь), Аяз Ата
(Казахстан), Шахта Баба (Азербайджан), Каханд Папи (Армения) и Корбобо
(Узбекистан). В такой очерёдности они и расположились в итоговой
топ-пятерке.
Белорусский Дзед Мароз, имя которому – Зюзя, и его
внучка Снягурка встречают гостей в своей усадьбе на территории
национального парка “Беловежская пуща”. Его резиденция основана в 2003
году, а в 2013-м Дзед Мароз уже принял миллионного гостя. Зюзя –
издревле почитаемое белорусами божество мороза и холода. Считается
прадедом хрестоматийного Деда Мороза. Однако глядит молодцом, назвать
его немощным старичком язык не повернется. В поместье Дзеда Мароза
расположены его дом с тронным залом, терем Снягурки, скарбница –
сокровищница для хранения детских писем, рисунков и подарков (каковые
Зюзя справедливо считает великими ценностями), волшебная мельница для
размалывания плохих поступков в пыль, поляна “Двенадцать месяцев”, живая
новогодняя ёлка высотой аж 40 с половиною метров, аллея знаков
Восточного календаря, мастерская Матушки Зимы, музей ледяного быта, а
также “Хата Деда Мороза”, где гостей потчуют блюдами белорусской кухни.
Дзед
Мароз держится с подобающим властелину зимы достоинством, цену себе
знает, и шапку ни перед кем не ломает. Его родичи – лесной дед Гаюн,
лесные хозяйки Гаевки и Зазолки, а еще Полевик, Лозник, Боломутень,
Водяник. А главная помощница - тетка Завея, с которой вместе трудятся:
Зюзя морозит, а она снежным одеялом укрывает. «Думаю, у меня нет
конкурентов,- говорит Дзед Мароз.- Ведь все зимние персонажи –друзья: мы
делаем одно дело, но каждый по-своему. Потому и конкуренции быть не
может».
Успеть ко всем
Казахский Дед Мороз – Аяз Ата (в
переводе – что-то вроде “Морозного Деда”), занявший второе место,
встречает гостей вместе с внучкой Аӄшакар. Его резиденция находится в 12
км от курортного поселка Бурабай (Боровое). Однако вполне вероятно, что
вскоре он справит новоселье: по имеющимся сведениям, для Аяз Аты
готовится новая резиденция – неподалёку от горнолыжного курорта Нуртау.
Сани, на которых передвигаются Аяз Ата и Аӄшакар, оснащены, наверное, по
последнему слову техники, иначе за одну ночь им вряд ли удалось бы
объехать всех и поздравить, произнеся заветное: «Жаңа жылыңызбен!»
(по-казахски: “С Новым годом!”)
Споры о происхождении Аяз Аты не
утихают до сих пор. Одни полагают, что он возник как результат влияния
западной культуры: много веков традиции празднования Нового года в
зимнее время у казахов не было, поскольку они отмечали этот праздник (у
них называется Наурыз) в марте, как по сей день принято у тюркских
народов. По другой версии, прототипом Аяз Аты считается легендарный
тюркский поэт-песенник и композитор Коркыт, живший в IX веке – акын,
сказитель, философ, покровитель поэтов и музыкантов, создатель
струнно-смычкового музыкального инструмента кобыз. Говорят, что, мучимый
мыслями о бренности мира и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт в конце
концов удалился в сырдарьинские степи. Там ему, видимо, удалось достичь
цели, и он воплотился в теперь уже бессмертного Аяз Ату.
Кстати, острые на язык завистники, учитывая трескучие морозы,
свирепствующие зимой на казахских просторах, язвительно величают
казахского Деда Мороза «Колотун-Бабай». Решительно отвергаем эту
порочащую инсинуацию!
Голубой кочевник
Третьим стал любимец
азербайджанской детворы - Шахтȧ Бабȧ ("Морозный дедушка"). Он встречает
гостей вместе с внучкой Гар-гызы (“Снежная девочка”). Примечательная
деталь: одеяние у азербайджанского Деда Мороза непременно голубого
цвета. Остается только понять, у кого из соседних народов
«позаимствовали» данного персонажа кочевники, веками
«специализирующиеся» на погромах, вандализме и присвоении чужого
культурного наследия - за неимением, по большому счету, собственного.
Финиш – старт
А
вот армянский Дед Мороз – Каханд Папи (“Новогодний Дед”), ставший в
рейтинге “ТурСтата” четвертым, облачается в зеленые одежды. В его имени,
кстати, нет упоминания о морозах – может, оттого, что зимы у нас
преимущественно не такие суровые (хотя это еще как посмотреть), или наши
предки предпочли не ассоциировать символ новогоднего веселья с
мертвящим холодом. Зима, некоторым образом, запечатлена в имени его
внучки Дзюнанушик (“Снежная Анушик”, или “Милоснежка”). А слово “каханд”
по-армянски первоначально означало “первый день месяца”, впоследствии
конкретизировавшись в “первый день Нового года”.
Армянского Деда
Мороза тоже окружают сказочные существа: хлвлики – шумные и непоседливые
бесенята и аралезы – крылатые собакоподобные духи. Сохранились
некоторые выразительные имена хлвликов – Антес, Арег, Ани, Эра, Имастун
(Умник), Пуш (Колючка), Чтптик (Лепетун), Парпар (Громыхало), Аспет
Чармазан (Кавалер-Озорник), Азаран (Бесчисленный). По древнему поверью,
аралезы способны оживлять мертвых воинов, зализывая их раны. Согласно
одной из легенд, записанной прославленным историком V в. Мовсесом
Хоренаци, аралезы так воскресили армянского царя Ара Прекрасного,
который был смертельно ранен в сражении с войском влюбленной в него
ассирийской царицы Шаммурамат (арм. Шамирам).
В советскую эпоху
Каханд Папи как-то выпал из народного обихода: в те времена Новый год и в
Армении праздновался с общепринятыми Дедом Морозом и Снегурочкой. В
новейшей истории в этом аспекте произошли примечательные сдвиги. Нет,
длиннобородого могутного старца в долгополом кафтане, с посохом и мешком
подарков отменять никто не собирается. Однако сегодня на равных с ним
действует и его армянский собрат, образ которого был воссоздан на основе
национальных преданий. Впервые Каханд Папи предстал согражданами и
гостями страны в конце декабря 2010 года – в рамках 4-го “Зимнего
фестиваля”. С такой инициативой выступила армянская общественная
организация “Каначастан”.
“Убежден, что Каханд Папи и
сопровождающие его сказочные персонажи несут с собой важнейшие ценности –
честность, доброту, готовность поделиться праздником. В чем, думается,
нуждаются не только дети, но и все наше общество”,- подчеркивал тогда
председатель ОО “Каначастан” Раффи Низиблян, констатируя “нехватку
народных героев и потребность в них”.
Да здравствует радость!
Узбекского
Деда Мороза, который занял пятое место, зовут Корбобо (“Снежный Дед”).
Гостей он встречает вместе с внучкой Коргыз (“Снежная девочка”). По
сравнению с распространенными образами Дедов Морозов Корбобо, наверное,
выглядит несколько необычно, однако для Узбекистана очень даже
традиционно: он одет в полосатый халат и тюбетейку праздничного красного
цвета. Его верный помощник – ослик, навьюченный мешками с новогодними
подарками, на котором Корбобо, в сопровождении внучки, ездит по городам и
кишлакам. Среди его подарков неизменно присутствуют фрукты, потому что в
Узбекистане их, наряду с традиционных национальных блюдами, принято
ставить на новогодний стол. Обязательно подаётся арбуз, и чем спелее и
слаще эта чудо-ягода – тем благополучнее будет наступающий год.
* * * * * * *
Такие
вот Деды Морозы, в чем-то схожие друг с другом, в чем-то – совершенно
разные. Как и придумавшие их народы. Палитра зимних волшебников
многокрасочна даже на отдельно взятом постсоветском пространстве. Ведь,
помимо вышеупомянутых Дедов Морозов, есть и другие колоритные фигуры,
хотя и не попавшие на сей раз на верхние строчки топ-рейтинга. Например,
молдавский Мош Крэчун – крепенький мужичок в огромной шапке-кушме,
бордовом меховом халате и кожаных постолах, разносящий детям подарки в
национальной двойной сумке наподобие хурджина. Или грузинский Товлис
Бабуа – уроженец, как гласит легенда, села Ушгули, что в горах Сванетии.
Или бурятский Сагаан Убугун (“Белый Старец”) – покровитель долголетия,
богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода,
плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов
земли и воды.
Немного раздвинув постсоветские рамки, укажем на
ирландского Деда Мороза, имя которому – Даиди на Ноллайг. Он носит
длинную зелёную шубу (святое дело: в Ирландии все в зелёном ходят), на
голове вместо шапки – венок. А посох Даиди украшает связка трав: как
напоминание природе, чтобы весной снова проснулась. А поскольку Дед
Мороз – он и в Африке Дед Мороз, то в ходу такой персонаж и там.
Например, в Бурунди; тамошние католики называют его Санта-Христиан. А
проживает он по довольно экзотическому, но вполне объяснимому адресу –
на вершине горы Килиманджаро, ибо только там в Африке постоянно есть
снег.
Впрочем, имя в данном случае, наверное, не суть важно.
Главнее другое – чтобы своего Деда Мороза дождались в каждом доме, где
живёт вера в ежегодное чудо добра, надежды и обновления!
А напоследок автор хотел бы предложить любезному читателю своё стихотворное посвящение Деду Морозу:
Друзья! В заботах и делах
Постойте-ка на миг
И вспомните - в снегах и льдах
Живёт седой старик.
А впрочем, вовсе не старик,
Хоть бородищей сед.
Он вечно юный озорник
И всех детей сосед.
Мы ждали в Новый Год его
С подарками для всех.
И верили - приедет он,
И верили в успех...
Немало лет с тех пор прошло,
Но это доброе тепло
Я чувствую всегда,
Когда декабрь настаёт,
И ближе, ближе Новый Год.
И к чёрту холода!
С тобой морозы не страшны.
Хоть сам ты - Дед Мороз.
Ты тихо входишь в наши сны,
Чтоб спали мы без слёз.
Как было б грустно без тебя, Весёлый, добрый дед!
Шлем поздравления, любя:
"Живи всегда БЕЗ БЕД!"
.
Ашот Гарегинян