В следующем году по всему миру пройдут мероприятия, посвященные трагическим событиям 1915 г. на территории исторической Армении, приведшие к гибели более 1,5 млн армян. В 1995 г., к 80-летней годовщине геноцида, в Ереване был создан единственный в своем роде Музей-институт геноцида при Национальной Академии наук.
С 2006 г. его возглавляет историк Гайк Демоян, являющийся также ответственным секретарем государственной Комиссии по координации мероприятий, приуроченных к 100-летней годовщине армянского геноцида. Важность работы этой комиссии подчеркивает тот факт, что ее возглавляет сам президент Армении. Беседа корр. “Афинского курьера” Федора Игнатиадиса с Гайком Демояном состоялась в посольстве Армении в Греции.
- Музей-институт геноцида армян является уникальным в своем роде не только в Армении. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в настоящее время?
— Я возглавляю музей-институт с 2006 г., он пока что единственный в своем роде, и это накладывает свой отпечаток на нашу работу, на интенсивность и нагрузку. За эти восемь лет нами была проделана огромная работа, в том числе и для подготовки передвижных экспозиций и выставок музея, которые представлены по всему миру. За последние годы накопилось такое количество материалов и информации, что уже невозможно было действовать в пределах существующей экспозиционной площадки, и встал вопрос хранения огромного количества новонайденных материалов, разрабатываемых для открытия постоянных и временных экспозиций во всех уголках земного шара. И по нашей инициативе правительство Армении приняло решение о расширении музея, передав ему новые помещения. Сегодня мы готовим постоянную экспозицию на основе нового концептуального подхода в визуализации темы геноцида с применением новых музейных технологий: цифровых, трехмерных, с тачскринами... Нами ведется также большая работа по переводу документов в цифровые форматы, включая аудио- и видеоматериалы. Это станет итогом 10-летнего труда с момента вступления на пост директора музея и определения стратегии действий по разработке концепции визуализации геноцида и способов добывания материалов, касающихся событий 100-летней давности.
— Удалось ли добыть материалы от армян, которые проживают в Греции?
— Это мой первый визит в Грецию, но уже назначены встречи с некоторыми коллекционерами, которые приготовили уникальные материалы. Особенность нашей работы заключается в том, что, говоря аллегорически, никогда не знаешь, кто постучится в дверь. Бывает так, что получаешь по почте посылку, а там документы, которые тут же можно поместить в музей.
— Какова активность населения Армении, а также армян диаспоры в деле пополнения музейных экспонатов?
— Тема геноцида, безусловно, цементирует армянское общество и армян диаспоры. И хотя уже появилось на свет пятое поколение (после событий 1915 года), это является составляющей частью семейной истории большинства армян. И не только семейная история и память о безвременно ушедших, но и право на справедливость, которое живет в сердце каждого армянина... Выражается оно по-разному: от экстремальных подходов до умеренных. В любом случае борьба за признание геноцида важна для предотвращения подобных трагедий в будущем...
— Сотрудничает ли музей с греческой общественностью?
— Книга о геноциде греков на территории Малой Азии греческого историка Маркидиса переведена на армянский в позапрошлом году.
Мы готовим передвижную экспозицию о событиях в Смирне (Измире) в 1922 г., когда в городе были уничтожены десятки тысяч греков и армян. У нас в музее хранятся более 150 уникальных фотографий той поры. Выставка в следующем году будет открыта также в Греции.
— Тема геноцида армян тесно переплетается с геноцидом греческого населения Малой Азии и Понта в Турции, примерно в те же годы XX столетия... Эта тема не должна быть забыта, не должна превратиться в простые странички истории. Тема восстановления справедливости — это не только долг перед своим народом, но и наш долг перед человечеством. Мы не должны допустить повторения подобного в будущем. И здесь нельзя не отметить тот факт, что Турция до сих пор не признает ни геноцида армян, ни геноцида греков. ...В связи с этим следующий вопрос: позиция Турции была однозначной и непримиримой все эти годы, однако в этом году немалое удивление вызвало публичное заявление Эрдогана накануне годовщины геноцида армян, в котором он принес свои соболезнования или сожаления потомкам армян, погибших в те годы. Как можно оценить слова турецкого премьера..?
— На мой взгляд, это скорее новый информационно-идеологический трюк в старой обертке, где заранее все было обдумано и запланирована положительная реакция на подобную публикацию из известных центров. Но сценарий пошел не по тривиальному пути, и я очень рад, что послание не получило ожидаемого внимания ни в Армении, ни в армянской диаспоре. Публикация “второй волны извинений” (во время майских праздников), на этот раз Давутоглу, министром иностранных дел Турции, стала доказательством провала их затеи. В этих речах выделяются логические ошибки — смещены акценты с геноцида на лишения, которые пережили в те трудные годы все народы бывшей Османской империи, включая и самих турок. Когда в один ряд поставлены лишения и геноцид, преступник и жертва, — это есть не что иное, как трюк, который я называю вербальной гимнастикой. Все это далеко от сути вопроса — признания факта геноцида. Можно долго ходить вокруг и около, сдвигая акценты на длительное совместное проживание и существование двух народов в рамках одного государства, при этом приводя примеры участия армян в жизни Османской империи с акцентом на гуманитарное участие. Например, турецкий гимн написан армянином, стилизованная подпись Ататюрка создана тоже армянином, первая турецкая женщина-пилот — армянская сирота, пережившая резню 1915 г., — и все это, по их мнению, позволяет им избегать слова “геноцид”.
Скорее за причиной непризнания геноцида стоит страх и понимание, что это может привести к настоящему коллапсу модель турецкого национального и государственного строительства. А сама тема геноцида способна разрушить фундамент под “монолитной” стеной турецкого однонационального государства. Ведь вся внутренняя и внешняя политика с момента основания Османского государства базировалась на насилии. Есть такой страшный термин “девширмэ”, дословно — “дань мальчиками”, когда из детей делали оружие насилия в руках правящей элиты и направляли впоследствии против собственного народа. А иначе как могло 20-тысячное племя османов превратиться в сегодняшний 70-миллионный народ без насильственной ассимиляции покоренных народов? Практически каждая турецкая семья, большинство турок знают, что в их жилах течет греческая, армянская, славянская, черкесская и албанская кровь, а пятая часть населения страны считает себя курдами. Признание геноцида неизменно приведет к пересмотру всей череды насильственных актов, которые сопровождают историю османской империи, что может привести к коллапсу турецкого национального самосознания, а это очень трудный, болезненный и опасный процесс.
Если следовать современному юридическому и правовому термину геноцида — это же не только физическое уничтожение части или всей нации. Насильственное отбирание у родителей детей и их обращение в послушное орудие насилия либо в элемент собственного государственного и этнического строительства — это тоже подпадает под определение геноцида. Таким образом, формирование самого турецкого народа и государства зиждется на диахроническом геноцидальном преступлении. С самых истоков возникновения Османской империи и до строительства современного светского государства...
— Сегодня турецкие лидеры все чаще обращаются к теме возрождения духа Османской империи, когда, по их мнению, все народы империи, независимо от их религиозной принадлежности, жили в мире и достатке. Это можно увидеть и в их массовой культуре, достаточно обратиться к сериалу “Великолепный век”, замаскированному образцу идеологической пропаганды...
— В сегодняшней Турции идет попытка возрождения неоосманизма — идеологического движения, которое пытается показать жизнь различных народов в Османской империи как радужную и полную добрососедских отношений, при этом всю вину за страшный период геноцида армян, греков, ассирийцев и курдов пытаются взвалить на руководителей светского периода турецкой истории, когда гонениям подвергался и сам ислам, вплоть до 80-х гг. XX столетия. Так называемый демократический или умеренный ислам, обращаясь к османской модели, пытается выстроить великодержавные отношения со своими соседями, ослабленными экономическим кризисом и политической нестабильностью. Поднимается тема разрозненных остатков Османской империи, так называемого турецкого меньшинства в соседних странах. Это и турки-месхитинцы, и мусульмане в Болгарии, Греции, и туркмены в Северном Ираке, и даже крымские татары в Крыму. Поэтому воссоединение Крыма с Россией и реабилитация коренных народов Крыма недавним указом В.В.Путина — это болезненный удар по неоосманской модели сегодняшних турецких лидеров.
Один из отцов неоосманизма, министр иностранных дел Турции Давутоглу в интервью одной из западноевропейских газет прямо заявил: “Мы вернемся на территории, которые потеряли 100 лет назад”. И здесь возникает логичный вопрос: каким именно образом они собираются это делать? Каким образом возможно вернуться туда? На танках? Это, на мой взгляд, самое страшное, что может себе позволить руководитель государства. Это прямой вызов, объявление об экспансионистских намерениях современного турецкого государства.
В этом контексте тема геноцида не только блокирует эти попытки, но и создает некую угрозу концепции неоосманской модели государственного развития современной Турции. Это внешние факторы, а что касается внутренней стороны, это подвергает коррозии фундамент этнического строительства, является своеобразным катализатором процесса самоидентификации личности внутри турецкого общества, где актуальным становится вопрос: “Кто я? Откуда мои корни?”... За коллапсом индивидуального “я” может последовать обвал самоидентификации всего общества. И это именно то, чего так боятся турецкие власти. Поэтому сама история в современной Турции политизирована донельзя и находится под контролем правительства.
(С сокращениями)
"Новое время"