Наш собеседник – политолог, эксперт Французского центра стратегических исследований Кайц Минасян.
- Серж Саркисян заявил в ПАСЕ, что мы готовы подписать соглашение об Ассоциации с ЕС, в то же время заверил, что давления со стороны России нет. Вы думаете, Армения подпишет в ноябре Ассоциацию?
- Выступление Сержа Саркисяна в ПАСЕ было в первую очередь попыткой продемонстрировать, что Армения не намерена становиться игрушкой в руках Европы и России. Оно также показало, что у Армении нет проблем ни с ЕС, ни с Россией, что проблемы, скорее, кроются в отношениях между Москвой и Брюсселем, особенно, это касается стран ЕС, которые имеют сложные отношения с Москвой – Швеция и Польша. Но главные государства Евросоюза – Франция и Германия не видят противоречий между Таможенным союзом и Ассоциацией с ЕС. Армения должна была продемонстрировать, что поскольку все страны являются членами Всемирной торговой организации, не нужно усматривать противоречия.
Эта речь, как видите, стала реальностью после встречи с президентом Франции Франсуа Олландом, который, видимо, выслушал Армению и должен убедить партнеров по ЕС, что нужно поддержать Ереван подписать и Ассоциацию с ЕС, и договор о Таможенном союзе.
- То есть, вариант «и-и» не закрыт?
- Безусловно, нет, потому что мы не знаем, что есть Таможенный союз, как поступят Украина, Грузия, Молдова. Армения просто не хотела оказаться перед лицом угроз, особенно, связанных с русскими.
- Значит, доверие к Армении утеряно не окончательно?
- Проблема доверия существует, потому что переговоры строились на европейских стандартах, а Армения возлагает надежды на Берлин и Париж. Если эти двое согласны с Арменией, значит, проблемы должны появиться внутри Европы, а не с Арменией. Два этих государства имеют хорошие отношения с Россией, кроме того, армянская община довольно влиятельна во Франции. Хотя пока не известно, как поступит Европа с Россией.
- Как вы расцениваете речь Сержа Саркисяна в целом?
- Думаю, речь была подготовлена с помощью Франсуа Олланда. Кроме того, президент Армении не может открыто заявить о давлении со стороны России – в конце концов, он возглавляет суверенное государство. Во-вторых, европейцам на Южном Кавказе нужны мир, стабильность и хорошая атмосфера. А речь Саркисяна продемонстрировала, что этому мешает политика Азербайджана, который отказывается подписывать документы по урегулированию.
- То есть, Армения вышла из всего этого не победившей, но и не потерпевшей поражения?
- На данный момент да, и сейчас все в ожидании, что решат французы и германцы. Если главы этих стран вдруг заявят, что Армения может подписать соглашение об Ассоциации с ЕС и быть членом Таможенного союза, то это будет уже другая ситуация. Но если они признают, что противоречий нет, значит, у них нет проблем с Россией, а если не признают, значит, проблемы между Москвой и Брюсселем остаются.
Франция не может проводить антиармянскую политику, и все двусторонние встречи в основном приводят к положительному результату. Но нужно выкорчевать страх из наших душ. Это наши враги постоянно пытаются нагнать на нас страх, чтобы удержать возле себя. Надо одолеть страх. Вот историческая задача.
.
Сирануш Папян, "Лрагир"