Периодическое бряцание оружием, сопровождаемое воинственной антиармянской риторикой, - излюбленный, но, как видно, не единственный «козырь» в пропагандистской колоде Азербайджана, которую он всё нервически тасует в надежде на благоприятный для себя расклад. Время от времени возникают связанные с Баку совсем уж несусветные явления, от которых тот и рад бы, наверное, откреститься, да не получится. А может, и не хочет вовсе открещиваться, а тайком взращивает и поддерживает. С них, как говорится, станется.
Взять, например, участие бравых азербайджанских парнишек в гражданской войне в Сирии. И туда они добрались. И воюют, естественно, не на стороне правительственных войск, а в рядах так называемых “повстанцев”. Чего не отрицают даже сами азербайджанские СМИ. Так в азербайджанской прессе на днях появилось сообщение о том, что в Сирии был убит полевой командир – гражданин Азербайджана по прозвищу “Абу-Яхья”. Уже не первый, и, судя по всему, далеко не последний. Этот вояка погиб в боях в городе Хама, когда правительственные войска штурмовали этот населенный пункт на западе Сирии. По предварительным сведениям, Абу-Яхья состоял в отряде, которым командовал чеченский боевик Абу-Омар.
Участие азербайджанских “сынов ислама” в боях в Сирии на стороне мятежников давно уже перестало быть тайной за семью печатями. Этот вопрос, к примеру, затронул в комментарии российскому интернет-телеканалу “Нейромир-ТВ” известный публицист-международник, руководитель Абхазского сетевого агентства новостей “Anna News” Марат Мусин (программа “Чей зарин?”, ссылка: http://neuromir.tv/video/analiticapolitica/23_whose-sarin/). Он сообщил, что в пригороде Дамаска – Джобаре, который долгое время контролировали боевики, но сирийская армия все же выбила их оттуда, съемочной группе доводилось встречаться с недобитыми азербайджанцами. Между прочим, по словам того же Мусина, на стороне боевиков задействованы и азербайджанскике танки. “Лагеря по подготовке боевиков, прибывающих из стран СНГ, там возглавляет личный телохранитель Ильхама Алиева”, - отметил эксперт. То есть деятельное присутствие азербайджанцев различного калибра в рядах “революционеров”, щедро натравливаемых Западом на Башара Асада, весьма значительно. И прикрывать это всякими велеречивыми словесами уже не получается. Хотя на начальном этапе войны официальный Баку всячески отрицал наличие таких наемников в повстанческих бригадах. Сейчас, когда таких фактов накопилось в изрядном количестве, там вообще предпочитают отмалчиваться.
Например, фигурирующий в сети YouTube видеоролик, где засняты вооруженные азербайджанцы, призывающие к свержению режима Асада. Или сообщение о гибели 24 августа уроженца азербайджанского села Кёйне Хаджи Талеха Сахибджаноглы.
Вообще говоря, сегодня в Сирии против президента Асада воюют граждане многих регионов СНГ, включая даже крымских татар.
- Не буду называть конкретно, где это происходит, - говорит Мусин, - но механизм такой. К примеру, берут в Дагестане в плен ребят, вернувшихся из Сирии. Как они туда попадают? Сначала – в Турцию, их встречает турок, собирает группы. Потом их встречают узбеки и женщины в парандже, такой вот “сексуальный джихад”. Англосаксы продумали всю логистику, как немцы в 1941-м. Ребята сидят, ждут команду. Подходит такси, подкидывает их в точки, где им самим уже надо переходить границу. Подъезжает полицейская машина, турецкие полицейские забирают документы, сканируют у себя в участке, возвращают документы и желают счастливого пути. Эти переползают границу. Кто их там встречает? Киргизы, говорящие по-русски. Потом ребята попадают, так сказать, на базы, где много азербайджанцев. Сейчас вся эта шушера – там. Но они бегут из Джобара, их там пачками кладут. Бегут сюда. Здесь кто у нас рынки держит торгует, маршрутки водит, подъезды обживает? Их делят по регионам. Самые резонансные преступления в Сирии совершают наши сограждане с Северного Кавказа. Нам готовят лидеров-небожителей, перед которыми нынешние ваххабиты – ничто.
В июле нынешнего года эксперты Вашингтонского института Ближнего Востока и нью-йоркской компании Flashpoint Global Partners, специализирующейся на изучении проблем борьбы с терроризмом, обнародовали совместный доклад, из которого явствует, что среди наемников, воюющих в Сирии на стороне оппозиции, есть и граждане Азербайджана. Из других бывших союзных республик в этот список попали Россия и Узбекистан. Общая численность воюющих в Сирии наемников оценивается сейчас примерно в 4000 человек; азербайджанцев среди них около 60, они, в основном, входят в диверсионную группировку «Джейш аль-мухаджирин валь-ансар». Правда, азербайджанские источники, дистанцирующиеся от официоза, приводят большие цифры: более 100 наемников в Сирии, а если добавить еще тех, кто воюет в Афганистане и Пакистане, то около четырехсот, в том числе – 3 женщины.
Азербайджанцы фигурируют и среди 280 иностранцев, убитых в Сирии в ходе боевых действий за последние 11 месяцев. Среди убитых – также граждане Ливии, Туниса, Иордании, Саудовской Аравии, Египта, Ливана, России, Узбекистана, Турции, Алжира, Марокко, Объединенных Арабских Эмиратов, Великобритании, Ирландии, Франции, Дании, Болгарии, Австралии. Сюда же попала и гражданка США Николь Мэнсфилд, которая приняла ислам и воевала на стороне оппозиции.
«Официально обращаюсь к президенту Армении Сержу Саргсяну с предложением наградить президента Сирии Башара Асада высшей военной государственной наградой Армении – орденом «Боевого Креста», - заявляет декан факультета здравоохранения Европейской региональной образовательной академии Армен Аствацатрян. - Надеюсь, что мою инициативу поддержат и другие. Достойно уважения то, с какой эффективностью сирийская армия уничтожает лезущее к ним в страну всякое отребье. С такими только так и надо. То, что делает Асад – настоящий подвиг». Одна высокая армянская награда – орден Святого Григория Просветителя – у Асада уже есть. Появится ли вторая?
Сегодня Сирия практически в одиночку противостоит западному экспансионизму и исламскому терроризму, не желая разделять судьбу Югославии, Ирака и Ливии. Сопротивляется упорно, сдаваться на милость не собирается. Трудно сказать, сколько это еще может продлиться. Но наемники как лезли, так и лезут. Таков уж их социальный статус. Опять же, надо полагать, деньги за все это платятся немалые. А азербайджанцы тоже люди, тоже кушать хотят...
Но дело в том, что участие наемников с берегов Каспия в войне в Сирии как террористов – уже неважно, по контракту или из любви к искусству – серьезно подрывает и без того неважнецкий международный рейтинг Азербайджана, ухудшая к тому же его взаимоотношения с Дамаском. Уж это в Баку наверняка понимают. Поэтому признавать наличие «своих» боевиков не хотят. Но факт остается фактом.
.
Ашот Гарегинян