В сентябре исполнится год, как в Тбилиси стартовал проект восстановления Кафедрального собора епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии - храма Сурб Геворг. Реализация проекта возложена на Фонд реконструкции церкви Святого Геворга. Проект благословлен Католикосом Всех Армян Гарегином II, одобрен и поддержан руководством Грузии. О ходе работ по восстановлению собора мы беседуем с главой Грузинской епархии ААЦ епископом Вазгеном МИРЗАХАНЯНОМ.
- Владыко Вазген, церковь Сурб Геворг во все времена была и остается главным армянским собором Грузии. Со дня основания он неоднократно перестраивался. Сохранилась ли информация о его первоначальном облике?
- Согласно исследованиям, церковь в основном сохранила тот облик, который имела изначально, когда была построена князем Умеком на месте первого храма ААЦ, возведенного потомками Вардана Мамиконяна в 631 году у подножия крепости Нарикала.
Правда, время и события внесли свои коррективы: во время нашествия воинов шаха Аббаса в стенах храма поселились мусульмане и в 1748 году он в плачевном состоянии был возвращен армянам. Архимандрит Анания, который в то время возглавлял епархию, приступил к благоустройству церкви: обнес оградой, построил рядом жилые дома, обновил купол, украсил интерьер фресками. Однако храм ожидало еще одно испытание - Тифлис был взят Ага-Мухаммед ханом, воины которого разорили и сожгли Сурб Геворг.
В 1779 году он вновь был возрожден. Тогда при храме появились магазины и духаны, а недалеко от южного фасада была основана церковно-приходская школа. В годы предводительства Нерсеса Аштаракеци на южной стороне появились дома, которые служили пристанищем для паломников. Известно также, что в 1880 году на северном фасаде была открыта новая дверь, а старая замурована, и в настоящее время на этом месте находится памятник великому ашугу Саят-Нове. В ходе реставрации мы встречаем кладку камня, заложенную в разные периоды, среди которой сохранилась изначальная кирпичная кладка. Но это всего лишь детали, а храм в целом был таким, каким мы его видим сегодня.
- Над проектом работают грузинские архитекторы, армянские и итальянские реставраторы. Чем обусловлен выбор столь интернациональной команды?
- Не надо забывать, что мы говорим об армянском храме, который находится в Тбилиси - городе, всегда отличавшемся своей интернациональностью, где сливаются воедино разные языки, культуры, традиции. С именем архитектора-реставратора Анатолия Соломонишвили связано восстановление многих исторических сооружений в столице Грузии: это проекты знаменитых серных бань - Абанотубани, католического храма на Майдане, церкви Сурб Эчмиадзин на Авлабаре. Строитель-реставратор, конструктор Зураб Гачечиладзе - автор проектов реконструкции храма Джвари в Мцхете, Кафедрального патриаршего храма Грузинской Православной Церкви Светицховели, монастыря Вардзия, авлабарской церкви Сурб Эчмиадзин. Аржаник Оганесян - ведущий реставратор Министерства культуры РА, конструктор-сейсмолог Артавазд Арзуманян - руководитель Научно-исследовательского центра реставрации монументальной живописи,. И, конечно же, реставрация фресок не могла обойтись без участия специалиста из страны, которая имеет богатейший опыт и традиции в этой сфере. Для консультаций из Италии был приглашен руководитель Флорентийского центра консервации и реставрации культурных ценностей Фабрицио Якопини, который высоко оценил работу группы армянских реставраторов. К этой интернациональной команде присоединились и исследователи, аналитики, архитекторы из Первопрестольного Святого Эчмиадзина, которые привнесли в работу свое восприятие, ощущения, глубинное знание материала.
- Когда в последний раз проводились восстановительные работы в церкви?
- Храм и примыкающая к нему территория периодически восстанавливались. К примеру, в XVII веке подправили покосившуюся ограду и подлатали кровлю, пострадавшую от грозы. В начале XX столетия был реконструирован алтарь и сооружены хоры. Последняя серьезная реставрация проводилась в 1944 году. В 60-70-е годы осуществлялись частичные реставрации. Имела место даже неудачная попытка восстановления фресок Геворга Башинджагяна. Однако такого фундаментального и грамотного отношения, как на этот раз, церковь, наверное, не видела со дня своего основания. Наблюдая за работой этой высокопрофессиональной команды, можно с уверенностью сказать: то, что делается сегодня, еще сотни лет продержит церковь незыблемой.
- Грунтовые воды были и остаются проблемой исторической части Тбилиси. Не обошла эта проблема стороной и храм Сурб Геворг. Есть ли возможность если не избежать, то хотя бы частично решить ее?
- Действительно, это одна из существенных проблем Старого города. Капиллярные воды поднимаются на высоту более 3,5м по стенам храма, разрушают кирпичную кладку стен, уничтожают роспись. Поэтому в ходе восстановления предусмотрена разработка дренажной системы. Согласно замыслу архитекторов, здесь будет заложен новый гидроизоляционный фундамент.
- Отдельная история - уютный дворик храма, который во все времена был местом сбора тбилисских армян. Претерпит ли он изменения?
- Дворик будет восстановлен. Мы хотим несколько отойти от понятия надгробия, поэтому могильным плитам будет дано новое решение: теперь они будут нести на себе функцию памятников великим сынам армянского народа. Ведь именно здесь, во дворе храма Сурб Геворг, нашли свое последнее пристанище выдающийся поэт Саят-Нова, видный художник Геворг Башинджагян, полководцы - граф Лорис-Меликов, Арзас Тер-Гукасов, Борис Шелковников, Иван Лазарев. Таким образом, дворик станет небольшим пантеоном, маленьким уютным уголком армянской истории и нашей памяти.
- В интерьере церкви утрачены некоторые уникальные детали. Будут ли они восстановлены?
- В XIX была заменена купель для крещения. Но в ходе работ найдена старая, которую мы хотим установить на историческом месте – на северной стене церкви. Другие детали - это фрески, которые будут восстановлены. Что касается предметов утвари, будут изменены занавес, некоторые детали интерьера. Будет восстановлена надпись на фарси на одной из стен храма, отреставрированы иконостас, мраморный барельеф Святого Георгия, престол архиепископа.
- Во все времена армянская церковь являлась не только духовным, но и культурным, образовательным, просветительским центром. Возможно ли создание культурного центра при главном армянском соборе Грузии?
- Конечно. Все, что мы связываем с будущим Сурб Геворга, сводится именно к этому. Есть много идей, одна из которых - перестройка резиденции. Правда, сейчас здесь есть маленькое помещение, которое, до основания молодежного культурно-просветительского центра "Айартун" при церкви Св. Эчмиадзин на Авлабаре, долгие годы выполняло функцию и культурного центра, и места, где собирались представители армянской интеллигенции Тбилиси, и кинозала, и площадки для новых и смелых творческих идей.

- Кто финансирует восстановительные работы?
- Работы проводятся на средства Фонда реконструкции церкви Святого Геворга, деятельность которого предполагает сбор пожертвований на восстановление храма, управление финансовыми потоками, а также осуществление технического надзора за работами по реконструкции церкви и реставрации фресок. Самое главное - фонд основан людьми, которые глубоко небезразличны к судьбе наших исторических памятников, проблеме их сохранения на территории Грузии, которые знают и хотят поведать всем, что Тбилиси всегда был одним из главных очагов армянской культуры и до сих пор не утратил своего значения в этом качестве.
- Приехав в Армению и не увидев из-за густого тумана Арарат, турист из Франции воскликнул: "Наверное, я попал в другую страну". Примерно такое же ощущение испытывает человек, окинув взглядом тбилисский Майдан, не сразу заметив обнесенный строительными сетками и лесами Сурб Геворг.
- Интересное сравнение… Скромный, аскетичный, лаконичный, без пафоса и красноречия, Сурб Геворг был и остается украшением тбилисского Майдана. Наверное, без него эта изысканная часть города была бы несовершенной и недосказанной. Поверьте, после реставрации храм восстановит и преумножит не только свой драгоценный статус жемчужины Майдана, но и станет одним из значимых символов присутствия армянского духа и духовности в исторической части Тбилиси.
Беседу вела Элеонора МАЛХАСЯН
"Голос Армении"