29-го июня Серж Саргсян провел в своей президентской резиденции совещание по вопросам эффективного управления бюджетными средствами, усиления контроля над осуществляемыми государственными программами и снижения коррупционных рисков. В совещании принимали участие премьер-министр Тигран Саркисян, члены правительства, секретарь Совета национальной безопасности Артур Багдасарян, руководитель аппарата президента Виген Саркисян, генеральный прокурор Армении Агван Овсепян, директор Службы национальной безопасности Горик Акопян, начальник Полиции Владимир Гаспарян, председатель Контрольной палаты Ишхан Закарян, другие должностные лица.
Коснувшись отчета Контрольной палаты (КП) о проделанной в 2012 году работе, Серж Саргсян выступил с жесткой речью, адресованной премьер-министру, генеральному прокурору и особенно председателю Контрольной палаты И. Закаряну — за то, что после своих разоблачений он выступил с политическими оценками. «Профессиональный орган, выступая устно или письменно, должен, обязан преподносить только факты, реалии или анализ и, естественно, измеримые и сопоставимые результаты исследований»,— заявил президент, добавив, что КП не имеет права давать политические оценки: «Вы должны ясно понимать, что никто не собирается выслушивать Ваше мнение. Всем все равно, какого Вы мнения о прокуратуре или о ком-то другом. Разочарованы Вы или воодушевлены, это Ваша личная проблема. Можете говорить об этом у Вас дома. Если придете в мой кабинет, можете в моем кабинете говорить об этом. Какое имеет право председатель Контрольной палаты делать такие публичные заявления?»
Президент обратился и к генпрокурору Агвану Овсепяну: «Ваша задача — быть четким и выполнять требования закона. Независимо от того, Контрольная палата направила вам отчет или не направила. Опубликовано, прозвучало, обязаны изучить и дать этому правовую оценку. Если председатель Контрольной палаты заявляет, что 70 процентов нашего государственного бюджета — 701 млрд — под угрозой, очевидно, что это очень неправильное и недальновидное заявление. Вам нужно всего 2-3 дня, чтобы пройтись по этому отчету и выступить с заявлением... ...Прозвучало, опубликовано, нужно проверить. Но не проверить и замолчать, а проверить и сделать заявление».
А премьер-министра Тиграна Саркисяна глава государства призвал «быстро, открыто и прозрачно» отреагировать на разоблачения Контрольной палаты.
Прокомментировать разоблачения КП и оценки президента мы попросили вице-председателя партии «Наследие» Армена Мартиросяна и руководителя аналитического центра «Альтернатива», экономиста Татула Манасеряна.
— Г-н Мартиросян, каковы ваши впечатления от совещания у президента?
— Думаю, это внутривластные разборки, не имеющие абсолютно никакого отношения к внутренним проблемам страны, исполнению бюджета, хищениям, коррупции... Президент, в сущности, взял под свою защиту премьер-министра и направил стрелы критики в адрес председателя Контрольной палаты и прокурора. Совещание произвело гнетущее впечатление — мы увидели, что система управления насквозь прогнила и что необходимы реформы. Стране нужны новые парламентские выборы и новая Конституция. Вслед за внеочередными парламентскими выборами последуют, естественно, и конституционные реформы.
— Совещание 29-го июня было не первым: до этого Серж Саргсян провел множество других подобных совещаний. Какими окажутся результаты нынешних распоряжений президента, если судить по тому, как выполнялись его предыдущие поручения?
— Это будет видно осенью: президент должен представить кандидатуры на посты генпрокурора и председателя Контрольной палаты. Что же касается предыдущих распоряжений, то скажу так: все разговоры о борьбе с коррупцией — не более чем дешевое шоу, предназначенное для общественности. В этом же случае обсуждения не имели касательства к обществу: это было своего рода судилище, выяснение того, кто из высокопоставленных чиновников вел себя правильно, а кто неправильно.
— Между тем от совещания к совещанию выступления президента становятся все более жесткими и угрожающими.
— Ну, это вряд ли касается последнего совещания. Президент заявил, что широкомасштабного грабежа нет, речь всего-то о 200 или 300 миллионах. Председатель НС Овик Абрамян с парламентской трибуны высказался гораздо жестче. Только ведь нашим гражданам и без всяких там обсуждений и совещаний прекрасно известно, как расходуются бюджетные средства. Просто позор, что мы имеем такую систему управления!
— Злоупотребления есть во всех сферах. Вы член Совета старейшин Еревана — как вы думаете, если начнется проверка деятельности столичной мэрии, будут ли выявлены нарушения?
— Контрольная палата — не независимый орган, поэтому прежде чем ответить на ваш вопрос, следует уточнить — а есть ли соответствующий заказ? Если такой заказ поступит из президентского дворца, то нарушения будут найдены.
— А как вы прокомментируете слухи о внутреннем разброде в РПА?
— Внутри РПА сейчас идет борьба за власть — какие группировки и какое место они там займут. Сам дракон от этого не изменится — изменится лишь число его голов.
— Г-н Манасерян, в какой степени страдает экономика Армении, согласно разоблачениям Контрольной палаты?
— Прежде всего следует учесть, что Контрольная палата вправе осуществлять свои функции в размере лишь 20-и процентов госбюджета. Это значит, что не проверяемые 80 процентов содержат в себе определенные риски, поскольку неизвестно, должным ли образом используются государственные средства, или нет. Это можно сказать только после всеобъемлющей проверки.
— Вы тоже считаете, что Контрольная палата, несмотря на ее статус,— не независима?
— Согласно Конституции, КП — независимый орган, особенно после последних конституционных изменений: с 2005 года вместо статуса Контрольной палаты НС она имеет статус Контрольной палаты РА, что означает независимость. Мнения могут быть разными, однако факт, что каждый год представляется программа о том, какие именно сферы будут изучаться ею, эта программа утверждается парламентом, которому и представляется отчет о проделанной работе. То есть здесь все запланировано.
Что касается созванного президентом совещания, то для меня очевидно, что как Контрольной палате, так и правительству были направлены мессиджи о том, что вопрос не надо политизировать, а следует работать профессионально. Мессидж правительству заключался в том, что оно не должно ждать разоблачений Контрольной палаты для последующих обсуждений — правительство должно само контролировать и выявлять. Контрольная и регулирующая деятельность — две важнейшие функции государства, и выполнять их необходимо должным образом.
"Собеседник Армении"