Здесь, на северо-западном склоне Ширакского плато, стоит он, всеобщий любимец, в своем одиночестве, открытый пространству и времени, людским сердцам и надеждам. Лмбатаванк - легенда, разделившая судьбу собратьев, окаменевших в веках. Свои сокровенные тайны Лмбатаванк открывает лишь людям, творящим добро.
На фоне Артика - города туфодобытчиков, получившего по характеристике одного итальянского архитектора второе название - "Город розовой сказки", Лмбатаванк напоминает мудреца, окаменевшего в веках.
Артик - древнее поселение. Благодаря туфу он превратился в промышленный центр, население которого за шесть десятков лет возросло в тридцать раз! Храм Григория Просветителя в советские годы превратили в склад зерна, но Лмбатаванк никто не посмел тронуть...
Дорога к любому храму - это начало пути туда, где нет равнодушия, черствости, суеты, туда, где тишина, которая, как утверждает Нарекаци, рождает Слово, идущее из глубин сердца. Может быть, поэтому в армянских храмах нет пышного убранства. Пришедшего в храм ничто не должно отвлекать от духовного. Тут будто слышишь зов, обращенный к тем, кто верит сердцем: Блаженны те, кто поверил Мне, не видя Меня.
Лмбатаванк - крестово-купольный памятник церковной архитектуры, построенный в VII веке, гармонично вписанный в рельеф местности. Выложенный из темно-фиолетового туфа, на снежном фоне он кажется розовым, в остальные времена года - красным, желтым, оранжевым...
- Архитектурное решение, - рассказывает настоятель церкви тер Левон Ованесян, - гарантирует устойчивость. За четырнадцать веков было много землетрясений, но монастырь выстоял.
В трех-четырех километрах отсюда находится храм Григория Просветителя, имеющий по периметру ни с чем не сравнимые размеры. Это самый крупный купольный храм на всей территории исторической Армении. Тут же одна из первых свидетельниц принятия христианства в стране - церковь Св.Богородицы (IV-V вв.). Ее крестообразные стены стоят без перекрытий, ее купол - небо. Здесь фантастическая аура, особенно ночью, когда кажется, что слышишь, как "звезда со звездою говорит", и не только это...
В стародавние времена в пределах этих святынь было несколько поселений. Следы одних еще остались, другие считаются исчезнувшими, хотя окончательную оценку должны дать историки, археологи. Одно очевидно: в древности здесь была развитая цивилизация. Лмбатаванк и десятки других исторических и религиозных памятников ждут своих исследователей.
Покойный писатель Альберт Ованесян жил возле Аричского монастыря - величайшей из жемчужин армянской церковной архитектуры. Однажды он рассказал о работе над историческим романом о Лмбатаванке: "В древности у подножия горы, на которой размещен храм, жила община умельцев, считавшихся лучшими оружейниками в мире. Однажды жители соседних поселений увидели утром, что над их селом нет дыма. Оружейники исчезли - так написано в древнем тексте..." Увы, роман остался незаконченным. Кто откроет тайну древних оружейников?
Знакомый художник говорил, что в училище им. Терлемезяна рисовать церкви его учили по образцу Лмбатаванка: в нем столько гармонии, изящества, сплетенных музыкой и геометрией... Одну из загадок Лмбатаванка открыл нам тер Левон. Внутри, под куполом, виден каменный крест, связывающий горизонтальную плоскость арок. Глядя на него, ощущаешь воздушность, невесомость камня. Это оригинальное решение, и редко где еще можно увидеть лежащий под куполом крест.
- До моего назначения, - рассказывает тер Левон, - Лмбатаванк в течение 500 лет не имел священника.
- Помни об этом, - напутствовал меня епископ Ширака Аджапахян.
Теперь по воскресеньям сюда уже не пробиться на литургию. Верующие, паломники, туристы утверждают: Лмбатаванк, или Кармирванк, притягивает к себе, сюда хочется вернуться снова и снова...
Депутат НС Мушег Петоян за счет личных средств проложил сюда туфовую дорогу, обустроил стоянку для машин, выложил ступени на подъеме к церкви.
Согласно одной из настенных надписей Лмбатаванка, у церкви есть и другое название: "Сурб Степанос, или Сарнахбюри Сурб Степанос". Тер Левон предлагает свою версию. Поскольку церковь находилась под покровительством С.Багратуни, она могла называться его именем - Смбат. Возможно, правая часть первой буквы стерлась, в результате "Смбат" читается как "Лмбат". Так и закрепилось в литературе.
У местных жителей есть поверье: если к имени любимого человека добавить кармирванк-джан, с ним все будет хорошо. И еще внизу, на подходе к храму, есть небольшое ущелье с родником, который в последние десятилетия иссяк. С появлением священника тер Левона источник ожил, и люди верят, что в нем есть целебная сила.
Уже полгода действует Артикская епархия, которая по распоряжению Католикоса стала первым самостоятельным духовным органом. В Лмбатаванке действует приходский совет. Предводитель совета уже поставил задачу: возродить монастырский комплекс. Где-то рядом находятся церкви Сурб Ншан и Сурб Аствацацин...
Ваге ПАПОЯН, "Голос Армении"