Под весенним солнцем Севан ослепляет блеском своих волн, кокетливо переливаясь лазурными бликами. Вокруг одни горы, на которых местами виднеется еще не растаявший снег. Несмотря на то, что благодатное дыхание весны еще не полностью коснулось здешних мест, каменистый пейзаж все же не утомляет — наоборот, наполняет ощущением величия. Вода с шумом бьется о берег — как наглядное свидетельство того, что уровень озера неизменно поднимается на протяжении последних лет.
Массовый демонтаж или «самострой» под водой
Впрочем, оставим эмоции в стороне и отметим, что с 2002 г. уровень Севана удалось повысить на 3,78 м вместо запланированных 2,38 м. Согласно закону «Об озере Севан», в период с 2002-го по 2030-й г. планируется повысить уровень озера на 6 метров, или ежегодно в среднем на 21,6 см. Конечно, это не те объемы воды, которые были раньше: севанскую воду начали использовать для народного хозяйства с 1933 года, до этого же объем составлял 58 млрд кубометров воды. С 1933-го до 2002 г. уровень воды в озере снизился на 19,29 м, а объем составил 33 млрд кубометров. Возникла реальная угроза гибели Севана, являющегося нашим национальным достоянием.
Создавшуюся ситуацию и пытается как-то выправить правительство: повысив уровень озера до 2030 года на 6 метров, объем воды удастся увеличить на 8 млрд кубометров, доведя его до 42 млрд кубометров.
Впрочем, подобный расклад радует далеко не всех. До конца этого года планируется демонтировать 177 зданий и строений, расположенных на берегу озера Севан и находящихся ниже уровня 1900,25 м. Об этом заявил на днях председатель Комиссии по проблемам озера Севан при президенте РА Владимир Мовсисян. «Мы не можем ждать затопления и демонтировать их под водой… Это «сизифов труд»,— уточнил он.
Проблема в том, что ниже уровня 1905 м (уровень Севана с учетом волн) находятся 4177 зданий и построек, из которых 27% являются каменными. Все эти постройки являются на самом деле незаконными, поскольку еще в 1987 году правительством Армении был принят запрет на капитальное строительство ниже отметки 1908 метров.
На сегодня, по словам г-на Мовсисяна, уже демонтировано 451 здание, а до конца года эта цифра будет доведена до 528. Вопреки муссируемым в обществе слухам о том, что процесс повышения уровня озера Севан будет приостановлен во избежание затопления прибрежных территорий и находящейся там недвижимости, принадлежащей влиятельным лицам, В. Мовсисян заверил: повышение уровня озера является национальной сверхзадачей и продолжится в объемах, предусмотренных законом.
Миллионы мальков, а толку — ноль
Как говорится, поживем — увидим. Ну а пока, наряду с повышением уровня озера, не менее актуальным является вопрос имеющихся запасов рыбы в Севане, точнее, катастрофического снижения их объемов из года в год. Достаточно сказать, что, по данным Научного центра зоологии и гидроэкологии НАН РА, запасы сига в 2010 году составляли порядка 170 тонн, а уже в 2011 году эта цифра уменьшилась до 8,5 т. Сейчас же запасы этой рыбы и вовсе не превышают 6-6,5 т. Для того чтобы понять, насколько существенным оказалось сокращение объемов сига, отметим, что в 90-е годы запасы этой рыбы в озере Севан составляли 20-30 тыс. тонн.
По мнению специалистов, единственным способом решения этой проблемы является искусственное увеличение количества сига, но с условием, что будет организована охрана на должном уровне. В противном случае огромные суммы окажутся выброшенными на ветер. Кстати, помимо сига, уменьшились популяции и других видов рыбы, в частности севанской форели. За последние 10 лет в озеро было выпущено порядка 1,8 млн мальков, но даже это никак не способствовало решению вопроса.
«Мы не можем вечно заниматься искусственным увеличением количества рыбы в условиях, когда естественного прироста почти нет»,— высказал свою точку зрения В.Мовсисян.
Причину сложившейся ситуации глава комиссии объяснил загрязнением русла 28-и рек, впадающих в Севан, наличием на приозерных территориях восьми ГЭС, пять из которых действуют на оросительных каналах, а три — на естественных руслах рек, а также использованием браконьерами сетей с мелкими ячейками, которые наряду со взрослой рыбой вылавливают также и мальков. Поэтому, полагает специалист, необходимо запретить работу ГЭС с апреля по июнь, когда рыба идет на нерест.
Но самое интересное то, что, проезжая вдоль Севана в самое что ни на есть дневное время, можно тут и там увидеть катера, снующие по озеру. Для купания и экскурсии по воде вроде бы рановато. Так кто же это, невольно задаешься вопросом.
«Местные жители, занимающиеся уловом рыбы»,— объясняет мой спутник из Гавара.
Спрашивать далее — как это получается, что власти в упор не видят эти катера, бессмысленно, потому что и сиг, и форель свободно продаются как на самой трассе, так и в окрестных ресторанах. Может, так оно и легче для властей — списывать все на браконьеров, а самим само — устраниться от контроля...
Потом ведь новая партия мальков поступит, и снова деньги потекут из бюджета. А кто считает, сколько мальков было выброшено в озеро?
За спасением в ЮНЕСКО
Своя доля вины за то, что наш Национальный парк так варварски используется и постепенно заболачивается, есть у каждого звена в общей цепи — чиновников, браконьеров, владельцев элитных построек, пансионатов и гостиниц, собственников ГЭС на реках, впадающих в озеро, и т. д. На протяжении многих лет проблемы Севана озвучиваются на разных уровнях, но, как говорится, воз и ныне там.
Возможно, однако, что в скором времени ситуация кардинально изменится. Дело в том, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2013 год Между — народным годом водного сотрудничества. Именно этот год должен стать платформой для объединения под флагом ООН международных и региональных организаций, правительств, гражданского сообщества и предпринимателей с тем, чтобы создать благоприятную среду для выработки новых идей и наиболее эффективных путей достижения международно согласованных целей в области пресной воды на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях. В течение 2013 года страны мира должны объединить усилия для того, чтобы сделать водные ресурсы доступными для всех жителей планеты.
Как все это может отразиться на нашем озере? При грамотном подходе подобный расклад может оказать огромное воздействие на дальнейшую судьбу Севана. По инициативе группы международных экологов недавно было предложено в рамках Международного года водного сотрудничества внести уникальный природный комплекс, одно из самых больших высокогорных озер мира — озеро Севан — в Список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Кстати, непосредственным автором этой инициативы является председатель международного экологического движения «Живая Планета», академик РАЕН, профессор Николай Дроздов. Вопрос в том, что если озеру Севан будет дан статус объекта всемирного природного наследия, то, как считает председатель инициативной группы проекта, академик РАЕН, иностранный член НАН РА Рубен Мелконян, этот крупнейший источник пресной воды получит дополнительные гарантии сохранности (в том числе и дополнительные финансовые возможности). И естественно, что престиж озера резко повысится во всем мире. Кроме того, не вызывает сомнения, что это событие станет важной вехой в жизни всей Армении.
.
Лиана СИРУНЯН, "Собеседник Армении"