Размещение ЗРК Patriot вдоль турецко-сирийской границы якобы от возможного удара со стороны Сирии вызвало волну возмущения в Турции. С января там не прекращаются акции протеста и даже нападения на обслуживающих батареи ПРО германских солдат.
Турецкое командование запретило своим солдатам любые контакты с германцами, и нарушители немедленно наказываются. Самих немцев не выпускают за пределы так называемой “зеленой зоны”, непосредственно окружающей их базу. В конце января толпа из 40 человек напала на пятерых немецких солдат. В адрес военнослужащих, одетых в штатское, прозвучали угрозы, одному из них надели мешок на голову. Условия в самом лагере совершенно неприемлемые, туалеты не вычищены и “кучи дерьма уже выросли по колено”. Турецкая таможня намеренно задерживает доставку почты немецким солдатам.
Турки приказали спустить все немецкие флаги на базе, заявив, что речь идет о “турецких казармах”. Это было сделано перед приездом германского министра обороны Томаса де Майзиере. Непосредственно перед приездом министра германская военная полицейская остановила лимузин с турецким генералом на блок-посту. С генералом случился приступ бешенства, и тот начал избивать женщину. Дерущихся растащили германские солдаты.
Уполномоченный бундестага по делам военнослужащих бундесвера Хельмут Кенигсхаус после инспекции базы бундесвера в Турции потребовал скорейшего вмешательства властей Германии. Проблемы, которые стоят там перед немецкими солдатами, “слишком обширны, чтобы не обращать на них внимания”, заявил он.
Позицию несогласных с размещение Patriot объяснил в интервью “Голосу России” руководитель регионального отделения ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии ТР Эсат Шенгюль. По его словам, решение установить ракеты в Караханмараше еще более ухудшает отношения с соседями, которые “еще 10 лет назад были на превосходном уровне, а сегодня с некоторыми из них мы находимся фактически в состоянии войны и превращаемся в живую мишень”. При этом нынешнюю ситуацию Шенгюль сравнил с положением в 1991 году, перед началом первой войны против Ирака. “Тогда тоже утверждалось, что установки предназначаются для обороны страны. Это не помешало бомбить Ирак. Сегодня утверждается, что комплексы должны противостоять химическому оружию Асада, но мы все понимаем, что Сирия не хочет и не может воевать с Турцией”. Шенгюль считает, что размещение Patriot в Турции - это часть американского проекта Большого Ближнего Востока, нацеленная на обеспечение беспрепятственного доступа к энергоресурсам: “Турция в рамках этого проекта имеет стратегическое значение, а потому и втянута в эту грязную игру. Но в этой игре уготована ловушка и для самой Турции”.
Глава регионального отделения Партии “Саадет” Мустафа Тютен: “У США в Инджирлике военная база, в Малатье - радарные комплексы. США с помощью “Пэтриотов”, с одной стороны, пытаются обеспечить их безопасность, с другой - планируют использовать их в своих интересах в случае развязки турецко-иранской войны. США никогда не задумывались о безопасности Турции. Нас пытаются обмануть и, к сожалению, не без помощи нашего собственного правительства, которое играет на духовных и моральных ценностях наших граждан. Хочу обратить внимание на то, что Америка все еще не признала Лозаннский мирный договор 1923г. А это означает, что Вашингтон в качестве основы установления турецких границ признает Севрский мирный договор 1920г., в рамках которого в юго-восточных провинциях Турции предполагалось создание независимого Курдистана”.
Гаянэ МОВСЕСЯН, "Республика Армения"