И вновь проливается кровь, и вновь армянские кварталы разрушаются, однако международное сообщество в лице пресловутых защитников прав человека и торжества демократии – молчат… Удивительно ли это? Оставим этот вопрос «патриотам» международного права, терпимости и сострадания. Удивительно другое – слабая реакция армянского лобби, так как Республика Армения до сегодняшнего дня не выработала внятную стратегию и программу помощи или репатриации наших соотечественников.

Начнем с прошедшего всемирного армянского марафона для фонда «Hayastan». Удивительно, но первые лица фонда решили направить на нужды армянской общины Сирии всего 10% от общей суммы. Как говорится в известном фильме: «Было бы смешно, если бы не было так грустно». Наверное, фондовый истеблишмент не согласен с тем, что вопрос армянской общины Сирии – самая актуальная не только с точки зрения моральных соображений, но и внешнеполитических. Сохранение армянского фактора должно быть первостепенной задачей всего мирового армянства, ибо падение Сирии обозначит комплекс острых внешнеполитических проблем для Армении.
Ведущие специалисты и политологи по Ближнему Востоку уверены, в том, что вслед за падением Дамаска, Вашингтон запустит гидру «арабской революции» в Ливан и Иран. Какими последствиями данные события обернутся для армянской диаспоры в Ливане – понятно уже сегодня, исходя из исторического опыта гражданской войны 1975 года с поправкой на наличие современного высокоточного оружия. Какие последствия будут для Армении? Ответ также не требует сверханалитических способностей, достаточно сказать, что Армения и Иран имеют общую границу, единственную экономическую «дорогу жизни». Так или иначе, Армения будет вовлечена в конфликт, ибо трудно себе представить нейтралитет ведущих стран региона. В данном контексте возможные гарантии безопасности от Белого Дома или ЕС нельзя никак воспринимать. Подобные обещания были сделаны по отношению к христианскому населению в Египте и по отношению к той же Сирии, а какой результат? Большая часть христианского населения этих стран либо убито, либо иммигрировало под угрозой полного уничтожения.
Известная американская правозащитница и журналистка сирийского происхождения Алия Малек в статье для The New York Times пишет: «На данный момент Армения предпочла перестраховаться. Она посылает помощь армянам в Сирии, помогая им остаться там и выжить. Но одновременно страна поддерживает тех, кто переезжает на временное или постоянное место жительства, выдавая им визы, вид на жительство и гражданство в ускоренном режиме. В Алеппо живут последние прямые потомки выходцев из Западной Армении, которая исторически была отделена от современной Армении горой Арарат, что способствовало развитию разных языков и культур в течение столетий. Сторонники репатриации членов армянской диаспоры утверждают, что потеря Сирии, в конце концов, станет приобретением для Армении. Они не только хотят защитить соплеменников, но и стремятся, чтобы сирийские армяне - зачастую высококвалифицированные работники, зажиточные, образованные и предприимчивые, - помогли находящейся в бедственном положении экономике постсоветского государства. Мало кто из сирийских армян поспешил отозваться на призывы иммигрировать, даже после того, как Армения получила независимость в 1991 году. Но многие сирийские армяне пожертвовали большие деньги и оказали поддержку Армении, особенно во время войны с Азербайджаном, которая закончилась в 1994 году».
Неужели американскую журналистку больше заботит положение армянской общины Сирии, нежели все мировое армянство в целом и фонд «Hayastan» в частности?
«Вместо того чтобы принять на себя коллективную ответственность за принятие этого неразумного решения и пересмотреть его, некоторые филиалы Фонда неохотно изменили 10-процентную долю, решив не объявлять, сколько процентов будет направлено сирийским армянам после вычета средств, выделенных на целевые программы. Конечно, было бы желательно, если бы фонд «Hayastan» направил все пожертвования сирийским армянам» - отмечает главный редактор газеты California Courier Арут Сасунян. Трудно не согласиться с господином Сасуняном, который сам родился в Сирии и прекрасно знает ситуацию изнутри. Другие этнические общины поступили бы именно таким образом, примеров в современной истории хоть отбавляй.
«В министерство обращаются, в основном, с вопросами финансирования, люди нуждаются в материальном обеспечении, многие из них уже не в состоянии платить аренду за жилье. Мы им предлагаем жить в областях Армении совершенно бесплатно. Есть много добровольцев, которые готовы поделить с ними кров или же заплатить аренду за жилье вместо них. Арендуют квартиры на площади Сахарова в Ереване, говорят, хотим именно здесь. Не желают жить на окраинах. Желание сирийских армян жить именно в Ереване создает сложности», – отметил представитель Министерства диаспоры Фирдус Закарян. Подобное заявление лишний раз подтверждает, что официальный Ереван не располагает конкретной программой, отвечающей потребностям наших соотечественников из Сирии. Неужели представители Министерства диаспоры и других ведомств не знают, что большинство переселившихся – это жители города Алеппо - одного из самых экономически развитых центров Ближнего Востока. Как можно представить ситуацию, что финансист, работавший на биржевой компании, станет заниматься сельским хозяйством на окраине страны?
В данном контексте вспоминается опыт Израиля в вопросе репатриации. Когда уже с первых лет независимости государство и диаспора выработали специальные программы, отвечающие потребностям всех профессиональных слоев с учетом экономической специфики государства. К тому же в отличие от Израиля, где изначально не было ничего, кроме песка, в Армении всегда на высоком уровне было развиты промышленность и сельское хозяйство. Непонятно, что сегодня мешает армянскому лобби, имеющему большие ресурсы, выработать специализированные программы репатриации.
Редактор «The Wall Street Journal» Джо Паркинсон отмечает: «Этнические армяне, бежавшие в первую очередь из Алеппо, коммерческого центра Сирии и основного поля битвы, обнаружили неправдоподобное место встречи в столице Армении на пыльной улице между многоквартирными домами советской эпохи. Около 6000 членов армянской общины Сирии бежали в страну, совершив путешествие, которое во многом знаменует новое перемещение для семей, спасшихся от убийств сто лет назад в Османской империи».
Уже не одну тысячу раз повторялось, что армянская община Сирии нуждается не только в гуманитарной поддержке, но и политической. Вместо того, чтобы сосредоточиться на лоббировании интересов армянской общины Сирии, ведущие лоббистские организации США и Франции заняты подготовкой очередных резолюций по признанию Геноцида армян. Растворение и дальнейшая ассимиляции – судьба, которая ждет армянскую общину Сирии (до сегодняшнего дня армянская община Сирии являлась самой закрытой и традиционной) по аналогии с армянской общиной Египта.
Что будет дальше с Сирией, пока нет однозначного ответа. Но в ведущих СМИ уже появилась информация о том, что 12 декабря к американской флотилии «свободы» присоединилась еще одна авианесущая ударная группировка в составе авианосца «Шарль де Голль» с французскими и английскими кораблями сопровождения. Подобное развитие событий должно как максимально мобилизовать мировое армянство, ибо начало военного вторжения станет трагическим для наших соотечественников.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas