Айк ИШХАНЯН родился в 1990г. В 15 лет окончил физико-математическую школу при ЕГУ, студентом которого стал в 2005г. Но уже через год он продолжил обучение на факультете общей и прикладной физики Московского физико-технического института. Сегодня в свои 22 года он имеет ряд публикаций в реферируемых научных журналах с высоким импакт фактором, является лауреатом многих престижных конкурсов молодых ученых и обладателем 3 медалей в области физики. В настоящее время Айк готовит 2 кандидатские диссертации, обучаясь как в аспирантуре МФТИ в Москве, так и в аспирантуре ИФИ НАН РА.
- С ДЕТСТВА МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ, – рассказывает Айк. – Интерес к физике пробудился под влиянием отца, который показал несколько довольно простых, но красивых и занимательных физических опытов, когда мне было лет 7-8. До сих пор помню, что мы исследовали силу Архимеда, колебания пружинного маятника и другие простые физические явления. Тогда и возник интерес к физике. Да, решающую роль в выборе специальности сыграл отец.
Уже с 6 класса Айк участвовал в различных школьных олимпиадах, был победителем республиканских олимпиад по армянскому языку и литературе и выездной олимпиады, которая ежегодно проводилась студентами Физтеха в разных городах, в том числе и в Ереване. На вопрос, почему он выбрал для себя стезю ученого и кто повлиял на это решение, Айк отвечает: "Когда я пришел в физматшколу, то был довольно плохо подготовлен по физике и математике, потому что учился в обычной средней школе и по сравнению с теми ребятами, которые учились там уже несколько лет, сильно отставал. Но здесь на меня серьезно повлиял мой учитель физики Бенхур Бахчинян. Он всячески меня поддерживал. С его помощью я довольно быстро все наверстал. Второй учитель встретился мне уже в Физтехе. Им стал Владимир Павлович Крайнов, профессор кафедры теоретической физики, который, несмотря на свой возраст, оказался довольно энергичным человеком и многому меня научил".
Новая студенческая жизнь увлекла 16-летнего армянского парня. Было особенно интересно, когда во время лекции показывали демонстрационные эксперименты. К сожалению, этого, по словам Айка, не было на лекциях физфака ЕГУ. "Интересно было практически все - люди, музыка, литература, книги, занятия кун-фу, новый мир, язык, новые подходы, новые предметы... Тогда я не думал о разнице в возрасте, только сейчас начинаю понимать, что было трудно, ведь я был младше всех". В Физтехе у юноши сформировались научный язык, навыки исследователя, жажда познания.
Известно, что учителя, с которыми нас сводит жизнь, играют огромную роль как в личностном, так и в профессиональном становлении. По словам молодого ученого, в Физтехе есть своя система, формирующая личность и хороших выпускников. Огромную роль играет система базовых кафедр – это значит, что студент, прошедший в первые 2 года обучения определенный базовый курс, начинает слушать лекции действующих ученых по их тематике в исследовательских институтах из первых уст, участвует в семинарах, активно вовлекается в научную жизнь. Именно так нашел Айк Ишханян своего наставника - Владимира Павловича Крайнова -и начал заниматься наукой под его руководством.
- В МФТИ ОЧЕНЬ МНОГО ДИСЦИПЛИН, - РАССКАЗЫВАЕТ АЙК ИШХАНЯН, - большая нагрузка, занятия начинаются в 09:00 и заканчиваются в 18:30, иногда в 8 вечера. А надо успеть подготовиться к следующему дню, такому же по нагрузке. Трудно, но результаты очень весомые. Часто после 4-го курса бакалавриата самые яркие отличники год-два просто пытаются хотя бы немного отдохнуть. Что касается физфака ЕГУ, здесь немного другая картина – не так много занятий, 3-максимум 4 пары в день, и свободного времени больше. Эта модель приводит к очень хорошим результатам, потому что бывает так: студент неплохо учится здесь на физфаке, а через несколько лет он приходит к тому, что ему интересно, и спокойно может наверстать упущенное по сравнению с Физтехом. Различий много на самом деле – влияет и контингент людей, и мотивированность. Студенты Физтеха, как правило, влюблены в физику или в математику, они более или менее понимают, зачем и куда идут, и готовы к таким нагрузкам. Плюс очень сильный преподавательский состав. Поскольку я учился год в ЕГУ, хочу подчеркнуть, что здесь тоже есть очень хорошие преподаватели, можно найти и сильных, мотивированных студентов, из которых в итоге получаются специалисты не хуже, хотя и немного другим путем.
Уже в студенческие годы Айк попробовал себя и в преподавательской деятельности в заочной физико-математической школе при МФТИ. Опыт оказался удачным, большой процент его учеников в итоге поступил в Физтех и другие престижные вузы, но молодого ученого больше увлекала наука. Еще будучи студентом, он стал стипендиатом фонда некоммерческих программ "Династия" за лучшую научную работу и лауреатом 18-го конкурса Европейской академии "Лучшие молодые ученые России". На вопрос о своих достижениях в науке Айк скромно ответил: "За последние 2,5 года принимал участие в 19 серьезных международных конференциях и школах, имею 16 публикаций в научных журналах и еще получил медаль Павлова за 2010 год, медаль российского клуба членов Международной академии и медаль Российской академии наук".
Говоря о своих наградах, Айк подчеркнул, что раньше хотелось и нравилось их получать, а сейчас понимает, что все это игрушки. "Сейчас я думаю о более фундаментальных вещах". Отметим, что медаль Павлова вручается один раз в год только одному молодому ученому до 35 лет, Айк получил ее в 20 лет в 2010г., а в 2011-м стал победителем конкурса "За лучшую научную работу", объявленного НАН РА, Союзом армян России и Всемирным армянским конгрессом. На счету молодого ученого публикации в таких международных изданиях с высоким импакт фактором, как Journal of eksperimental and theoretical physics (1,025), European physical journal d (1,448), Laser physics (0,668), Physical revew a (2,639), Journal of b-atomic molecular and optical physics (1,25), Jet physica scripta (0,663).
ПРОЙДЯ ЭТОТ ПУТЬ, ОН ПОДТВЕРДИЛ СВОЮ НАУЧНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ЯРКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Блестяще завершив магистратуру, Айк поступил в аспирантуру МФТИ и одновременно - в аспирантуру Института физических исследований НАН РА. И хотя молодой ученый уже получил много предложений работать в других странах, Франции, Германии, Японии, Англии, США, Финляндии, свои дальнейшие планы он связывает с Арменией. "Это не означает моего полного физического присутствия здесь. Мы с ребятами даже на Физтехе в Москве создали армянское сообщество, нас уже 20 человек. Я уверен, что армяне - нация, имеющая серьезные человеческие ресурсы. Но, чтобы привлечь молодежь к активной исследовательской деятельности в Армении, нужны идеалы, перспективы и достойная заработная плата". Молодой ученый активно общается с армянскими школьниками, организует для них олимпиады. Он участник многих научных конференций, проектов. Но своей первостепенной задачей считает защиту двух кандидатских диссертаций, причем по разным специальностям. Одна из них связана с исследованием надбарьерного прохождения бозе-эйнштейновских конденсатов, а другая – с динамическим хаосом.
Что же это за конденсат и каково значение этого открытия для человечества? Айк объясняет: "Речь идет об очень холодном газе, настолько холодном, что длина волны каждого его атома увеличивается и в какой-то момент, накладываясь, переходит в бозе-эйнштейновское излучение. Оно может найти много применений в нелинейной оптике, механике и других областях – это довольно универсальное явление. Пока это лишь фундаментальные исследования".
Для большей ясности отметим, что помимо известных каждому семикласснику трех агрегатных состояний вещества - твердое, жидкое и газообразное - существуют и другие состояния. Одно из них - конденсат Бозе-Эйнштейна – состояние материи, которое достигается при температурах, близких к абсолютному нулю. В этом состоянии вещество начинает проявлять различные интересные свойства, например, группа частиц ведет себя как одиночная частица. Возможность такого состояния была предсказана в 1925г. Альбертом Эйнштейном. В 1995г. американские физики Эрик Корнелл и Карл Виман поставили эксперимент, в ходе которого получили бозе-эйнштейновский конденсат. За это открытие они вместе с немецким ученым Вольфгангом Кеттерле получили Нобелевскую премию в 2001 году. Физики из Боннского университета разработали новый источник света - конденсат Бозе-Эйнштейна, состоящий из фотонов. Бозе-эйнштейновский конденсат фотонов, возможно, найдёт применение при создании уникальных источников излучения, ультрафиолетовых и рентгеновских лазеров. Ученые считают, что использование рентгеновских лазеров могло бы привести к уменьшению размеров электронных устройств, что, вероятно, позволит создать компьютеры нового поколения с большей производительностью, чем нынешние. Таковы научные интересы Айка Ишханяна.
Гаянэ ПАШАЯН - заведующая научно-информационным сектором библиотеки РАУ, преподаватель Центра "Международная журналистика" ЕГЛУ им. В.Брюсова
"Голос Армении"