Владельцы тепличных хозяйств страны доведены до ручки и намерены провести небывалую доселе акцию протеста — с целью обратить внимание на множество проблем сферы они грозятся вывалить урожай помидоров у стен Дома правительства!
Съехавшиеся на очередное собрание члены Ассоциации тепличных хозяйств — кстати, из 23 присутствовало не более половины фермеров (остальные явно опустили руки из-за ставшего нерентабельным бизнеса), — долго и нервно дискутировали. После чего приняли решение: дождаться 1 декабря, и в случае отсутствия позитивных сдвигов со стороны ряда ведомств, куда неоднократно обращались, приступить к осуществлению обещанной акции. Тепличники прежде всего настаивают на приостановке турецкого импорта. Это не их прихоть, а предписание главы Минсельхоза: приказом министра дважды — в 2009 и 2011-м годах, — был запрещен ввоз турецкой и азербайджанской пищепродукции. Однако соблюдается он, как правило, на протяжении месяцев двух-трех, да и то лишь после очередной волны недовольства со стороны ассоциации. Вот и последнее затишье имело место в прошлом году и сохранялось до парламентских выборов. Начиная же с ноября, процесс вновь набрал силу. Помидоры ввозятся в большом количестве, едва не фурами. Данные же таможенников свидетельствуют об ином — едва не полном отсутствии турецкого импорта. Правда, как констатировали участники собрания, на оптовой ярмарке в Малатии помидоры из Турции закамуфлированы: сверху в ящиках мандарины, а под ними отборные помидоры. Тепличники теряются в догадках: быть может таким образом завозчики прячут товар от инспекторов, и провозя под видом более дешевых цитрусов, подвергают более низкому проценту растаможки? В самом деле — по словам главы Ассоциации Погоса Геворкяна, по закону с каждого килограмма должен взиматься налог в размере 3 долларов 30 центов. Однако если бы это осуществлялось, то речь никак не могла бы идти о нынешних рыночных ценах. На оптовых базарах товар из Турции выставлен всего за 600 драмов, т.е. за неполные 1,5 доллара!
Почти таковы же расценки и на отечественный килограмм — оптом сдается за 500-550 драмов. Хоть и дешевле, но розница, как уверяют собравшиеся, все равно отдает предпочтение турецкому импорту — сорта с тех грядок сохраняются дольше, да и более красная кожица привлекает покупателя. Вкусовые качества почему-то не в счет. В итоге цена на килограмм армянского овоща вынужденно понижается, и уже буквально сравнялась с себестоимостью. Параллельно иным расходам, что называется, “подорожала жизнь”, и вместо прежних 50 тысяч драмов персонал теплиц требует уже по 70-80 тысяч драмов на брата. О расходах на содержание парников и насаждений лучше не говорить: с 2011-го на мировом рынке на 30% выросла цена удобрений. И максимум, что удается выгадать от помидорного бизнеса, так это 10-15% прибыли. Но этих средств порой не хватает даже не подготовку к следующему сезону: ремонт отопительных систем, закуп семян и многое иное. О новых технологиях, к внедрению коих правительство призывает производителей лучше не думать — мало того, что они безумно дороги и речь идет о внедрениях за счет очередных банковских кредитов, так вдобавок конструкции облагаются солидным налогом при импортировании. Налоговое обложение в 32% уже отпугнуло потенциальных инвесторов. Предприниматели из Китая, пожелавшие основать тепличные хозяйства, намеревались вложить 100 млн долларов. Но оказались в полном недоумении, узнав, что еще 32 млн долларов им предстоит выплатить в виде налогов стране, в которой они намерены создать рабочие места и развивать сферу. Были шокированы встречными условиями нашей стороны и представители ОАО “Росагролизинг” — они планировали инвестировать 20 млн евро. Покрыть же вложения предлагалось не деньгами, а продукцией. Увы, россияне тоже ушли несолоно хлебавши...
Между тем очевидно: одолеть турецкую конкуренцию возможно лишь при условии понижения себестоимости. Отбросив в сторону всю легальную или нелегальную сторону экспорта турецких томатов, следует признать, что благодаря высокоэффективным теплицам себестоимость тамошних помидоров всегда будет ниже армянской — по данным членов Ассоциации, килограмм томатов из соседней страны, прибыв в Грузию, продается там всего за 200 драмов! Наше же кило, даже не добравшись до столичного базара, в полтора раза дороже. Причина отнюдь не только в отсутствии продвинутых технологий. Тепличники заверяют, что в последнее время заметно понизилась калорийность газа. Сколько именно килокалорий наличествует в кубометре — сказать затрудняются. Но то, что положенных 8600 ккал в нем нет — сомнений не вызывает. Довод Геворкяна и коллег не лишен логики: в сезоне 2009-2010 годов на обогрев теплицы в 2000 кв.метров уходило 70 тысяч кубометров газа, в сезоне же 2010-2011 годов 107 тысяч кубов. Это при том что прошлая зима была мягче позапрошлогодней. Себестоимость растительной продукции удалось бы снизить и в случае, если бы плата за газ была щадящей. Однако система такова: ежегодно в преддверии отопительного сезона работники газовых предприятий обзванивают хозяев пленочных и стеклянных теплиц и требуют внести предоплату за газ. В расчет принимается средний расход топлива за 3-4 месяца. А это сумма порой колоссальная — скажем, в этом сезоне с владельца теплицы в Харберде потребовали 2 млн 600 тысяч драмов! Очевидно, что до начала созревания овощей покрыть такую сумму за свой счет фермеры не в состоянии, вот и обращаются к банкам. После чего едва не весь год работают на погашение кредитов. Многочисленные апелляции к газовикам пойти навстречу ни к чему не привели. Не увенчались успехом и попытки отойти от газа: в теплице деревни Акунк Абовянского района применили инфракрасные лучи. Но только по окончании этого сезона станет ясно — стоит ли заморачиваться на ноу-хау или воздержаться от оного. Есть также идея обогревать теплицы за счет сжигания прессованных опилок. Но проект лишь в разработке — прежде следует ввезти из Польши оборудование для производства опилочных брикетов, пуская в ход остатки древесины от санитарных рубок.
Пока суд да дело, тепличную сферу одолевает иная напасть: томатная моль вот уже который месяц истребляет будущий урожай. Паразит уже пробрался в теплицы Масиса. Как уверены фермеры, ее завезли с собой турецкие помидоры. В октябре приехавшие из Даракерта специалисты рассказали Геворкяну, что местные власти заняты выкорчевыванием растений и сжиганием их за пределами теплиц. Собеседник не исключает, что в будущем во власти моли окажутся и насаждения в других местах, полагая, что речь идет о своего рода диверсии — быть может, моль запущена в плоды, направляемые в Армению, с целью убрать конкуренцию, в том числе и на... российском рынке. В минувшем году компания “Спайка” организовала поставки в РФ большого тоннажа наших томатов. В итоге даже те помидоры из Турции, которые под видом армянских незаконно выставлялись в продажу (их ввоз в РФ запрещен после того, как овощ был найден неудобоваримым по ряду параметров), фактически оказались вытеснены с прилавков. В случае же сокращения нашего урожая занять эту нишу вновь удастся. Вот почему Геворкян и коллеги призывают соответствующие структуры спешно обратить внимание на происходящее. Причем отнюдь не на уровне истребления конкретной партии моли, а на уровне полного запрета турецких помидоров. В противном случае они уверены: рано или поздно придется ставить крест на этой сфере парниковой деятельности. Ведь из присутствующих на собрании членов Ассоциации многие уже отказались от помидоров: упорно не желает сдавать позиции лишь несколько человек. “Если проблему не удастся разрешить хотя бы к новогодним праздникам, то наверняка еще больший рост импорта из Турции задушит и эти хозяйства”, — уверяют фермеры. А это будет означать полный крах всей армянской тепличной системы. Ведь оставшиеся без обогрева под снегом конструкции восстановлению не подлежат и, по сути, будут обречены на полный развал!..
Ася Цатурова, "Новое время"